Дата публикации: 01.01.2024

Психологическое благополучие подростков Севера

Аннотация

В статье представлены результаты исследования психологического благополучия подростков, проживающих в северном регионе и находящихся в новых образовательных условиях «школа ступеней». В исследовании участвовали 82 подростка (15–16 лет). Основной акцент делается на различных аспектах психологического благополучия и самооценке психических состояний. Установлено наличие тесной отрицательной взаимосвязи между психологическим благополучием и психическими состояниями подростков: тревожностью, фрустрацией, ригидностью, агрессией, а также с диспозиционным оптимизмом. Обнаружено, что в классах психолого-педагогического и социально-гуманитарного профилей показатели благополучия выражены ниже, чем в общеобразовательном классе, что может быть мишенью для психолого-педагогического воздействия в целях улучшения адаптации, повышения психоэмоционального состояния и улучшения показателей благополучия.




Введение

Старшая школа играет важную роль в современной системе образования. От ее выпускников зависит эффективность всей системы образования, а также возможности для профессионального образования и успех молодых людей в их профессиональной деятельности. Поэтому старшая школа является ключевым элементом модернизации российского образования. Определенное своеобразие инновационных тенденций прослеживается в образовательной системе северных регионов Российской Федерации. Северные регионы России имеют схожие условия, связанные с особенностями формирования рынка труда (доминирование добывающих отраслей, сезонная организация труда, особенности финансирования бюджетных учреждений), территориальным устройством (отдаленность и труднодоступность населенных пунктов) и народонаселением (демографические параметры, низкая плотность населения, полиэтничность). Эти особенности определяют социально-экономическую специфику региона и актуальность процесса профилизации старшей ступени образования, что отражено в ряде региональных нормативных документов, в том числе в комплексном региональном проекте в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Школа ступеней» (утвержден приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 мая 2016 г. № 662).

Современное среднее общее образование нацелено на развитие когнитивных, личностных и социально-эмоциональных навыков детей в образовательной среде. Удовлетворение ребенка школьной средой, академическую успешность и комфортность в ней отражает его субъективное благополучие. Исследования показывают, что субъективное благополучие связано с различными факторами в будущем, включая доходы, профессиональные достижения, здоровье (включая психическое здоровье) и качество отношений с партнерами и друзьями. Для школьников одним из таких факторов являются их учебные достижения. Однако существует недостаток исследований, которые исследуют связь между учебными достижениями и субъективным благополучием (удовлетворенностью и эмоциональным состоянием) у обучающихся.

Исследования психологов из России и других стран показывают, что уровень субъективного благополучия у детей и подростков зависит от различных факторов. Одним из таких факторов является успеваемость в школе. Дети, которые хорошо учатся, обычно имеют более высокий уровень субъективного благополучия. Также важным предиктором субъективного благополучия является самооценка: подростки, которые имеют позитивное представление о себе, обычно чувствуют себя более счастливыми и довольными [10; 11]. Предикторами субъективного благополучия учащихся являются самоэффективность и тревожность [17], удовлетворенность школьной жизнью [16]. Удовлетворенность школой определяется как когнитивная оценка учащимися своей школьной жизни, предопределяющая общую удовлетворенность жизнью [12]. Удовлетворенность школой считается продуктом школьных условий и поведения в школьной среде. В свою очередь, удовлетворенность школой обусловлена такими переменными, как, например, социальная поддержка, связанная со школой, которая включает поддержку учителей и одноклассников [19]. Школьники, отличающиеся полным психическим здоровьем, которое определяется как сочетание низкой психопатологии и высокого субъективного благополучия, как правило, имеют лучшие академические, социальные и физические результаты [10; 18].

Чжэцзян, Хюбнер и Хиллс установили, что положительное влияние на удовлетворенность жизнью оказывают академические достижения [12; 15].

Список литературы

1. A dual-factor model of mental health: Toward a more comprehensive understanding of youth functioning / S. P. Antaramian, E. S. Huebner, K. J. Hills & R. F. Valois // American Journal of Orthopsychiatry. — 2010. — Vol. 80, iss. 4. — P. 462–472. — DOI:
2. Tian L. Development and validation of the brief adolescents’ subjective well-being in school scale (BASWBSS) / L. Tian, D. Wang, E. S. Huebner // Social Indicators Research. — 2015. — Vol. 120, iss. 2. — P. 615–634. — DOI: <a href="https://doi.org/10.1007/s112" target="_blank">https://doi.org/10.1007/s112</a>
3. Suldo S. M. Does life satisfaction moderate the effects of stressful life events on psychopathological behavior during adolescence? / S. M. Suldo, E. S. Huebner // School Psychology Quarterly. — 2004. — Vol. 19, iss. 2. — P. 93–105. — DOI: <a href="https://doi" target="_blank">https://doi</a>
4. Subjective well-being, test anxiety, academic achievement: Testing for reciprocal effects / R. Steinmayr [et al.] // Frontiers in Psychology. — 2016. — Vol. 6. — DOI: <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.3389/fpsyg.2015.01994
5. Subjective well-being and academic achievement: a meta-analysis / S. Bucker [et al.] // Journal of Research in Personality. — 2018. — Vol. 74. — P. 83–94. — DOI: <a href="https://" target="_blank">https://</a> doi.org/10.1016/j.jrp.2018.02.007
6. Ng Z. J. Life satisfaction and academic performance in early adolescents: Evidence for reciprocal association / Z. J. Ng, S. E. Huebner, K. J. Hills // Journal of School Psychology. — 2015. — Vol. 53, iss. 6. — P. 479–491. — DOI: <a href="https://doi.org/10.10" target="_blank">https://doi.org/10.10</a>
7. Lyubomirsky S. The benefits of frequent positive affect: Does happiness lead to success? / S. Lyubomirsky, L. King, E. Diener // Psychological Bulletin. — 2005. — Vol. 131, iss. 6. — P. 803–855. — DOI: <a href="https://doi.org/10.1037/0033-2909.131.6.803" target="_blank">https://doi.org/10.1037/0033-2909.131.6.803</a>
8. Lopez S. J. Positive psychology: The scientific and practical explorations of human strengths / S. J. Lopez, J. T. Pedrotti, C. R. Snyder. — [S. I.] : Sage publications, 2018.
9. Huebner E. S. Correlates of school satisfaction among adolescents / E. S. Huebner, G. McCullough // The Journal of Educational Research. — 2000. — Vol. 93, iss. 5. — P. 331– 335. — DOI: <a href="https://doi.org/10.1080/00220670009598725" target="_blank">https://doi.org/10.1080/00220670009598725</a>
10. Gilman R. Characteristics of adolescents who report very high life satisfaction / R. Gilman, E. S. Huebner // Journal of Youth and Adolescence. — 2006. — Vol. 35, iss. 3. — P. 293–301. — DOI: <a href="https://doi.org/10.1007/s10964-006-9036-7" target="_blank">https://doi.org/10.1007/s10964-006-9036-7</a>
11. Бондарева М. Ю. Особенности субъективного переживания эмоционального благополучия в подростковом возрасте / М. Ю. Бондарева, Е. Н. Ткач // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. — 2014. — Вып. 3 (34). — С. 97–109.
12. Шипова Н. С. Субъективное благополучие, ощущение счастья и отношение к себе: возрастной аспект / Н. С. Шипова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2021. — Т. 27, № 3. — С. 58–64. — DOI:
13. Чепрасова Э. М. Взаимосвязь субъективного благополучия и рефлексии в подростковом и юношеском возрасте / Э. М. Чепрасова // Северо-Кавказский психологический вестник. — 2018. — № 16/2. — С. 13–21.
14. Караваева Л. П. Факторы субъективного благополучия учащихся: актуальные исследования [Электронный ресурс] / Л. П. Караваева, Л. В. Тарасова // Общество: социология, психология, педагогика. — 2022. — № 8 (100). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a> 117 articl
15. Канонир Т. Н. Субъективное благополучие в школе и отношения с одноклассниками у учащихся начальной школы с разным уровнем учебных достижений / Т. Н. Канонир // Психология : журнал Высшей школы экономики. — 2019. — Т. 16, № 2. — С. 170– 182. — DOI: 10.1
16. Гончарова Д. Г. Самооценка состояния здоровья и образа жизни как основа формирования представлений школьников о здоровьесбережении / Д. Г. Гончарова, А. И. Соколова, Л. В. Изотова // Российский вестник гигиены. — 2023. — № 1. — С. 4–8.
17. Головей Л. А. Структура субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью в подростковом возрасте / Л. А. Головей, М. В. Данилова // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. — 2019. — Т. 8, вып. 1. — С
18. Визуализация оценки субъективного благополучия подростков / Н. Г. Зайцева, Г. О. Зайцев, В. Н. Ослон, Г. В. Семья // Социальные науки и детство. — 2023. — Т. 4, № 3. — С. 7–31. — DOI: 10.17759/ssc.2023040301
19. Быстрова Н. В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования [Электронный ресурс] / Н. В. Быстрова, Е. А. Уракова, О. Д. Коротеева // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 63-1. — URL: <a href="https://cyber" target="_blank">https://cyber</a>

Остальные статьи