Создание Сибирского кластера искусств: образ культурного региона в сознании учащейся молодежи Кузбасса
Аннотация
Исследованы представления учащейся молодежи Кузбасса о культурном регионе в условиях создания Сибирского кластера искусств (N = 303) с применением свободного ассоциативного эксперимента. Изучение семантического пространства понятия «культурный регион» позволило выявить такие его компоненты, как инфраструктура сферы культуры (учреждения, мероприятия); культурная среда, атмосфера, люди; обобщенные понятия, задающие общий вектор; порядок (общественный), чистота; общность, историчность, этничность; образование; личностное развитие, свобода творчества; доступность культурных событий; современность, известность.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2022 |
Страницы | 62-72 |
УДК | 37. 035 |
DOI | 10.51944/20738498_2022_3_62 |
Кемеровская область — Кузбасс находится в процессе коренной перестройки всего облика территории, нацеленной на выход на современный технологический уровень в экономике, социальной сфере, культуре и образовании. Кузбасс — один из четырех регионов в стране, реализующий уникальный проект — строительство культурно-образовательного и музейно-выставочного комплексов. В Сибирский кластер искусств войдут: Сибирский филиал государственного академического Мариинского театра; Музейно-выставочный комплекс, включающий: филиал государственного Русского музея, фондохранилище и реставрационный центр, Кузбасский центр искусств с многофункциональным киноконцертным комплексом; Культурно-образовательный комплекс, который включает в себя: Высшую школу театрального и музыкального искусства (Сибирский кампус Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ), Школу креативных индустрий), филиал Московской государственной академии хореографии, филиал Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и многое другое.
При этом культурная политика и реформирование региона вообще носят скорее экспериментальный характер, заключающийся в кардинальной перестройке инфраструктуры, спектра предоставляемых услуг и возможностей для образования и трудоустройства населения области. Руководством региона были заявлены отход Кемеровской области от односторонней ориентации на угледобычу, осовременивание региона, его ускоренная модернизация во всех аспектах, подъем культурного уровня населения, диверсификация и углубление культурных запросов. Заявленные цели предполагается достигнуть благодаря строительству Сибирского кластера искусств, создав, таким образом, мощнейший центр культурного притяжения за Уралом. Однако культурный уровень и профиль социокультурных потребностей жителей региона не изменятся в день введения в эксплуатацию сооружений кластера, но благодаря его функционированию будут постепенно трансформироваться, что в большей степени актуально для подрастающих поколений.
В то же время создаваемая инфраструктура должна функционировать, быть востребованной. Одним из необходимых для этого условий является соответствие между создаваемыми возможностями и запросами молодых людей в сфере культурного потребления. Причем социокультурные потребности, а также представления молодежи о культурном портрете региона можно и выявлять, и формировать одновременно.
Основная направленность молодежи — устремленность в будущее. Построение молодыми людьми жизненных планов связано с личностным и профессиональным самоопределением с опорой на приобретенный на предыдущих этапах онтогенеза культурный опыт и, что важно, с формированием ценностного отношения и намерений сохранения и приумножения культурных благ.
Опыт взаимодействия субъекта с явлениями и объектами культуры остается в его сознании в виде образов, представлений, понятий об этих явлениях и объектах, обогащая его представления об устройстве мира. Образ мира — это отражение мира в сознании человека, непосредственно включенное во взаимодействие человека и мира, которые в конечном счете определяют направление и характер деятельности субъекта. Данные представления для человека не абстрактны, а имеют личностный смысл, «значение-для-меня». Такое отражение, во-первых, амодально и характеризуется «пятым квазиизмерением» — значениями, составляющими главную образующую этого образа мира. Во-вторых, речь идет не о значениях как таковых, абстрагированных от личности человека: составляющей образа мира является личностный смысл, «значение-для-меня» [5, с. 277]. Эти значения возникают далеко не случайным образом, а являются результатом индивидуального опыта в конкретной сфере, полученного благодаря межпоколенной коммуникации. Следовательно, значение для человека явлений и объектов культуры можно рассматривать как результат взаимодействия с миром культуры.