Дата публикации: 01.07.2022

Создание Сибирского кластера искусств: образ культурного региона в сознании учащейся молодежи Кузбасса

Аннотация

Исследованы представления учащейся молодежи Кузбасса о культурном регионе в условиях создания Сибирского кластера искусств (N = 303) с применением свободного ассоциативного эксперимента. Изучение семантического пространства понятия «культурный регион» позволило выявить такие его компоненты, как инфраструктура сферы культуры (учреждения, мероприятия); культурная среда, атмосфера, люди; обобщенные понятия, задающие общий вектор; порядок (общественный), чистота; общность, историчность, этничность; образование; личностное развитие, свобода творчества; доступность культурных событий; современность, известность.




Кемеровская область — Кузбасс находится в процессе коренной перестройки всего облика территории, нацеленной на выход на современный технологический уровень в экономике, социальной сфере, культуре и образовании. Кузбасс — один из четырех регионов в стране, реализующий уникальный проект — строительство культурно-образовательного и музейно-выставочного комплексов. В Сибирский кластер искусств войдут: Сибирский филиал государственного академического Мариинского театра; Музейно-выставочный комплекс, включающий: филиал государственного Русского музея, фондохранилище и реставрационный центр, Кузбасский центр искусств с многофункциональным киноконцертным комплексом; Культурно-образовательный комплекс, который включает в себя: Высшую школу театрального и музыкального искусства (Сибирский кампус Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ), Школу креативных индустрий), филиал Московской государственной академии хореографии, филиал Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и многое другое.

При этом культурная политика и реформирование региона вообще носят скорее экспериментальный характер, заключающийся в кардинальной перестройке инфраструктуры, спектра предоставляемых услуг и возможностей для образования и трудоустройства населения области. Руководством региона были заявлены отход Кемеровской области от односторонней ориентации на угледобычу, осовременивание региона, его ускоренная модернизация во всех аспектах, подъем культурного уровня населения, диверсификация и углубление культурных запросов. Заявленные цели предполагается достигнуть благодаря строительству Сибирского кластера искусств, создав, таким образом, мощнейший центр культурного притяжения за Уралом. Однако культурный уровень и профиль социокультурных потребностей жителей региона не изменятся в день введения в эксплуатацию сооружений кластера, но благодаря его функционированию будут постепенно трансформироваться, что в большей степени актуально для подрастающих поколений.

В то же время создаваемая инфраструктура должна функционировать, быть востребованной. Одним из необходимых для этого условий является соответствие между создаваемыми возможностями и запросами молодых людей в сфере культурного потребления. Причем социокультурные потребности, а также представления молодежи о культурном портрете региона можно и выявлять, и формировать одновременно.

Основная направленность молодежи — устремленность в будущее. Построение молодыми людьми жизненных планов связано с личностным и профессиональным самоопределением с опорой на приобретенный на предыдущих этапах онтогенеза культурный опыт и, что важно, с формированием ценностного отношения и намерений сохранения и приумножения культурных благ.

Опыт взаимодействия субъекта с явлениями и объектами культуры остается в его сознании в виде образов, представлений, понятий об этих явлениях и объектах, обогащая его представления об устройстве мира. Образ мира — это отражение мира в сознании человека, непосредственно включенное во взаимодействие человека и мира, которые в конечном счете определяют направление и характер деятельности субъекта. Данные представления для человека не абстрактны, а имеют личностный смысл, «значение-для-меня». Такое отражение, во-первых, амодально и характеризуется «пятым квазиизмерением» — значениями, составляющими главную образующую этого образа мира. Во-вторых, речь идет не о значениях как таковых, абстрагированных от личности человека: составляющей образа мира является личностный смысл, «значение-для-меня» [5, с. 277]. Эти значения возникают далеко не случайным образом, а являются результатом индивидуального опыта в конкретной сфере, полученного благодаря межпоколенной коммуникации. Следовательно, значение для человека явлений и объектов культуры можно рассматривать как результат взаимодействия с миром культуры.

Список литературы

1. 1. Бердяев Н. А. Судьба России / Н. А. Бердяев. — М. : Мысль, 1990. — 324 с.
2. 2. Гачев Г. А. Национальные образы мира / Г. А. Гачев. — М. : Сов. писатель, 1988. — 448 с.
3. 3. Гачев Г. А. Космо-Психо-Логос : Национальные образы мира / Г. А. Гачев. — М. : Акад. проект, 2007. — 511 с.
4. 4. Гольская А. О. Особенности социокультурных потребностей студентов высших учебных заведений угледобывающего региона / А. О. Гольская, Н. В. Костюк, А. С. Тельманова // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. — 2022. — № 58. — С. 211–219.
5. 5. Леонтьев А. А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность) / А. А. Леонтьев. — М. : Смысл, 2001. — 392 с.
6. 6. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — М. : Смысл, 1999. — 487 с.
7. 7. Марков В. И. Имидж региона и мотивация внутренней миграции студентов региональных вузов (на примере Кузбасса (Россия)) / В. И. Марков, Т. А. Волкова, З. М. Ахметгалеева // Учен. зап. (Алт. гос. акад. культуры и искусств). — 2021. — № 3. — С. 20–28.
8. 8. Мудрик А. В. Человек — объект, субъект и жертва социализации / А. В. Мудрик // Изв. Рос. акад. образования. — 2008. — № 8. — С. 48–57.
9. 9. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания / В. Ф. Петренко. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 208 с.
10. 10. Психолого-педагогические проблемы современного социума : кол. монография / под ред. Е. А. Левановой, А. В. Мудрика. — М. : МПГУ, 2018. — 298 с.
11. 11. Рулина Т. К. Методологический ресурс категориального анализа группового сознания / Т. К. Рулина, Е. В. Бакшутова // Методология и история психологии. — 2018. — Вып. 3. — С. 62–71. — doi: 10.7868/S1819265318030044
12. 12. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности : избр. тр. : в 2 т. / Д. И. Фельдштейн. — М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2005. — Т. 1. — 568 с.
13. 13. Ценностно-ориентированный подход в реализации культурной политики как основа развития регионального кластера искусств / Н. В. Костюк [и др.] // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. — 2020. — № 51. — С. 14–22.

Остальные статьи