Дата публикации: 01.01.2024

Особенности самоотношения студенческой молодежи

Аннотация

Выявлены особенности самоотношения студенческой молодежи: принятие себя и восприятие авторитетными, общительными и энергичными, симпатия и принятие студентов окружающими как общительных и серьезных; уровень выше среднего психологического профиля ценности себя и любви мира; средний уровень себялюбия; уровень ниже среднего психологического профиля хорошего слуги, но плохого хозяина; низкий уровень психологического профиля отстраненности с недоверием. Установлены: заметная связь между психологическим профилем ценности себя и любви мира и восприятием окружающими студентов как общительных и серьезных, и восприятием студентами себя авторитетными, общительными и энергичными, и себялюбием; умеренная связь между отношением окружающих и студенческим самоотношением и себялюбием.




Введение в проблему

В высшей школе профессионализация опирается на профессиональное самосознание, основным компонентом которого выступает учебнопрофессиональное самоотношение студентов [2; 5] как достаточно постоянное, целостное, ценностное и эмоциональное отношение к себе как будущим специалистам [7], показатель принятия себя [6; 15].

Особое внимание в профессиональном обучении акцентируется на формировании отдельных составляющих самоотношения студенческой молодежи [19] (любви к себе, самооценки, самопринятии, самоуважения, уверенности в себе) [10] путем прорисовки психологического портрета будущих специалистов [12], развития профессионально важных качеств [4; 8], формирования учебно-профессиональных умений и навыков [11], характеристики траекторий профессиональной самоактуализации [3; 16; 20].

Отношение студентов к своей профессиональной подготовке и себе как субъектам учебно-профессионального процесса [13] коррелирует с отношением к окружающим, а их, в свою очередь, к студенческой молодежи [17; 18].

Разработка эффективных психопрофилактических и психокоррекционных программ базируется на обоснованных научно-психолого-педагогических данных об особенностях самоотношения студенческой молодежи, о специфике их взаимосвязи и структурности самоотношения в целом.

Список литературы

1. Полякова О. Б. Особенности малоадаптивных форм и видов вины медицинских работников в постковидный период / О. Б. Полякова, Т. И. Бонкало // Здравоохранение Российской Федерации. — 2023. — Т. 67, № 5. — С. 430–435. — DOI: 10.47470/0044-197X-2023-67-5-4
2. Shutenko E. N. Self-attitude specificities of students with different degrees of selfrealization in university training / E. N. Shutenko, Ju. Yu. Kovtun // Psychology, Sports Science and Medicine. — 2020. — P. 66–69.
3. Polyakova O. B. The specificity of the vitality of health care workers with professional deformations / O. B. Polyakova, T. I. Bonkalo // Health Care of the Russian Federation. — 2022. — No. 66 (1). — P. 67–75. — DOI: 10.47470/0044-197x-2022-66-1-67-7
4. Lezhenina T. I. Relationship of self-attitude and level of personal anxiety of students / T. I. Lezhenina // Modern science: current issues, achievements and innovations: Collection of articles of the XIX International Scientific and Practical Confere
5. Khozainova K. A. Psychological features of self-attitude and life satisfaction among students living the crisis of youth / K. A. Khozainova // Current problems of the professional sphere in the modern world : Materials of the IX International Scientif
6. Different self-attitude indicators in their self-realization in a university / S. I. Kudinov, S. S. Kudinov, O. B. Mikhailova [et al.] // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. — 2020. — No. 8 (3). — Р. 47–5
7. Формирование позитивного самоотношения студентов-психологов посредством тренинга развития флексибильности / С. М. Колкова, Ю. В. Герлинская, Ю. В. Живаева, Е. И. Стоянова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. —
8. Федералова В. Д. Любите ли вы себя? [Электронный ресурс] / В. Д. Федералова. — URL: <a href="http://www.syntone.ru/library/psytests/content/3245.html" target="_blank">http://www.syntone.ru/library/psytests/content/3245.html</a> (дата обращения: 02.02.2024).
9. Полякова О. Б. Специфика жизнестойкости работников здравоохранения с профессиональными деформациями / О. Б. Полякова, Т. И. Бонкало // Здравоохранение Российской Федерации. — 2022. — Т. 66, № 1. — С. 67–75. — DOI: 10.46563/0044-197X-2022-66-1-67-75
10. Полякова О. Б. Особенности профиля профессионального кризиса медицинских работников с профессиональными деформациями в условиях пандемии COVID-19 / О. Б. Полякова, Т. И. Бонкало // Здравоохранение Российской Федерации. — 2022. — Т. 66, № 6. — С. 521–5
11. Андре К. Как вы относитесь к самому себе? [Электронный ресурс] / К. Андре // Psychologies. — 2008, октябрь. — № 32. — С. 171–175. — URL: <a href="https://www.psychologies." target="_blank">https://www.psychologies.</a> ru/tests/test/191/ (дата обращения: 02.02.2024).
12. Миллер О. М. Исследование удовлетворенности профессиональным выбором студентов-первокурсников разных направлений подготовки в соотнесении с их самоотношением / О. М. Миллер, Л. В. Перова, Е. В. Какунина // Вестник Красноярского государственного педаго
13. Малинин Е. Д. Каким вы кажетесь окружающим и каковы вы на самом деле // Философия жизненного успеха / Е. Д. Малинин. — Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 1999. — 240 с. — С. 41–42, 219–221.
14. Кононова О. Б. Самоотношение и жизнестойкость студентов транспортного вуза / О. Б. Кононова, К. А. Скворцова // Человеческий фактор: Социальный психолог. — 2023. — № 1 (45). — С. 296–303.
15. Карякина С. Н. Самоотношение и копинг-поведенческие стратегии старшеклассников и студентов вуза / С. Н.Карякина, С.Ю. Бубнова // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2023. — № 3 (100). — С. 225–231. — DOI: 10.33979/19982720-2023-1
16. Каргин М. И. Особенности позитивного самоотношения у студентов педагогического вуза / М. И. Каргин, В. В. Шаршакова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. — 2022. — № 1. — Порядковый номер 19.
17. Забихуллин Ф. З. Анализ задачи автоматизации оценки самоотношения студентов в программном приложении / Ф. З. Забихуллин, А. Г. Ханнанова // Современные проблемы и перспективы развития естествознания : матер. нац. науч.-практ. конф. (Уфа, 08–09 июня 202
18. Бонкало Т. И. Специфика профессионального стресса медицинских работников в постковидный период / Т. И. Бонкало, О. Б. Полякова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2023. — № 31 (s2). — С. 1197–1201. — DOI: 10.32687/0869
19. Бербер Н. Н. Характеристики самоотношения и переживания будущего студентами-психологами на этапе завершения обучения / Н. Н. Бербер, Л. Г. Хает // Экспериментальная психология в социальных практиках : матер. III всерос. науч.-практ. конф. с междунар. у
20. Безносенко А. М. Самоотношение студентов с разным уровнем психологического благополучия в период дистанционного обучения / А. М. Безносенко, М. В. Яворская // Студенческий форум. — 2020. — № 24-1 (117). — С. 24–32.

Остальные статьи