Соотношение мануальной асимметрии интродукции и исполнения бимануальной графомоторной деятельности
Аннотация
Проведено исследование двух фаз (интродукции и промежуточного контроля) бимануальной графомоторной деятельности. Гипотеза состоит в том, что начальная (интродуктивная) и исполнительная фазы бимануального движения отличаются по мануальному предпочтению, причём знак этого отличия зависит от содержания двигательной задачи, которая определяется уровнем построения движения (по Н. А. Бернштейну). Гипотеза подтвердилась в эксперименте, в котором испытуемые выполняли бимануальные движения, рисуя одновременно на двух планшетах контуры различных конфигураций. Подбирались задания, специфичные для каждого ведущего уровня построения: графомоторная проба (B), обведение квадрата по пунктирному контуру (C1), рисование квадрата по представлению (C2), рисунок домика (D), написание слова «папа» печатными буквами (E). Проводился частотный анализ мануального предпочтения. Установлено, что в большинстве случаев интродукция начинается с левой руки (кроме уровня D), а исполнение продолжается правой. Но и внутри исполнительной стадии может сменяться лидерство рук. Это не согласуется с данными, по которым знак синхронизации (какой руке быть ведущей) определяется и не меняется в процессе исполнительной фазы движения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2024 |
Страницы | 61-76 |
УДК | 159.94 |
DOI | 10.51944/20738544_2024_1_61 |
Введение в проблему
Проблематике психологии действия (и движения) отводится важное место в деятельностном подходе. Программной целью здесь можно назвать преодоление ложного представления о движении как о процессе сугубо операциональном, исполнительном, непсихологическом [1]. Так, в классических работах А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца и Н. А. Бернштейна продемонстрирована зависимость моторики от смысла решаемой задачи [2; 14]. Дальнейшее исследование собственно двигательной активности широко представлено в научной школе В. П. Зинченко и Н. Д. Гордеевой. Ими внесен значительный вклад в разработку микроструктуры пространственных и инструментальных движений и действий [4–7; 12]. Однако в отечественной психологии проявлено мало интереса к проблемам бимануальной координации.
В повседневной жизни мы совершаем множество сложных движений руками, даже не задумываясь о том, как их исполнять, в частности, что, как и какой рукой делать. Известно, что некоторые движения ловко могут выполняться только ведущей рукой, а некоторые одинаково успешно выполняются обеими руками вне зависимости от мануальной асимметрии [8]. Но останется ли неизменной мануальная асимметрия при выполнении бимануальных движений? Какая рука в таком случае «поведет» движение, а какая последует за «авангардной» — левая или правая, доминантная или субдоминантная?
На первый взгляд, здравым кажется предположение, что при решении бимануальных двигательных задач вести будет доминантная рука, т. е. правая у правшей и левая у левшей. Действительно, можно найти большое количество исследований, в целом подтверждающих эту гипотезу [17; 1921; 23]. Предлагаются модели, согласно которым движение программируется только в доминантном полушарии, а в субдоминантное отправляется копия программы [17; 20; 23]. Стабильные фазовые задержки между ведущей и ведомой рукой апологетами такой модели будут объясняться скоростью передачи данных от одного полушарию к другому. Правда, и среди сторонников данной гипотезы встречаются сомнения насчет постоянности (стабильности) обнаруживаемой связи между доминантной рукой и рукой, лидирующей в решении бимануальных задач [19]. Особенно устойчивость такой связи подвергается сомнению в отношении левшей [16; 21].
Альтернативной является гипотеза о независимости бимануального исполнения от «рукости» (handedness) [16]. Показано, что сочетанные движения и у правшей, и у левшей ведутся той рукой, в сторону которой эти движения обращены, в частности, в круговых движениях по часовой стрелке лидирует правая, а в таких же движениях против часовой стрелки — левая [16]. Там же показано, что если испытуемые-правши рисовали зеркально обеими руками (например, правой по часовой стрелке, а левой против часовой стрелки), то в обоих случаях лидировала правая (ведущая) рука, а у левшей в аналогичной ситуации лидировать могла как одна, так и другая рука.