В. П. Зинченко о психологии развития
Аннотация
В статье представлен ряд положений и гипотез В. П. Зинченко, касающихся развития в онтогенезе. Показана его приверженность культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и те изменения и дополнения, которые он в нее вносит. Приведены его взгляды на овладение ребенком словом и развитие взаимосвязанных с ним действий и образа. Отражены представления о саморазвитии личности в культуре и опасности жесткого целенаправленного формирования личности. Описана общая схема генома культурно-исторического развития личности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 01/2024 |
Страницы | 39-50 |
УДК | 159 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_1_39 |
Владимира Петровича Зинченко все мы знаем как экспериментатора и теоретика, внесшего вклад в общую психологию, инженерную психологию и эргономику, кроме того — как психолога с необычайно широким кругом интересов. Являясь учеником одного из основателей отечественной детской психологии А. В. Запорожца, он не мог обойти в своих работах проблемы психологии развития.
Понятие «развитие» для В. П. Зинченко — одно из фундаментальных. Он не один раз повторяет:
«Вне категории развития психология как наука едва ли возможна, поскольку человек никогда не равен самому себе» [2, c. 43; 15].
И из этого следует необходимость учета возрастной специфики, возрастных возможностей и ограничений на каждом этапе жизни, генеза, динамики при рассмотрении полного жизненного цикла развития человека — ребенка, подростка, взрослого и пожилого. Каждый испытуемый, принимающий участие в эксперименте, каждый ребенок, нуждающийся в психолого-педагогическом сопровождении, каждый клиент, обратившийся за помощью к психологу-консультанту, каждый человек, так или иначе присутствующий, отраженный в психологической литературе, с одной стороны, индивидуален, уникален, с другой — находится в определенной точке своего развития.
«Развитие человека не линейно, не поступательно… Оно, если происходит, событийно, в нем имеются незапланированные грозовые события, взрывы, взлеты, падения, новые рождения… кризисы. Сказанное столь же несомненно, сколь и трудно поддается изучению, поскольку траектория развития каждого человека уникальна, неповторима, непредсказуема. В этом сложность и прелесть науки о развитии человека» [8, c. 5–6].