Дата публикации: 01.01.2024

Сравнительный анализ особенностей адаптации и школьной мотивации младших школьников с РАС, младших школьников с нарушениями зрения и младших школьников с нарушениями слуха в образовательном процессе

Аннотация

В статье рассматриваются особенности адаптации и школьной мотивации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Актуальность исследования определяется тем, что детям с ОВЗ в силу наличия у них определенных особенностей развития значительно сложнее адаптироваться к образовательному процессу, чем детям группы нормы. Именно поэтому важно понимать, в чем конкретно заключаются особенности адаптации и мотивации младших школьников с разными диагнозами, в частности с расстройствами аутистического спектра (РАС), нарушениями зрения и слуха; это позволит программам адаптации к школе лучше учитывать индивидуальные особенности детей в зависимости от их диагноза. В результате исследования было показано, что у школьников с нарушениями слуха лучше адаптация к школе и выше школьная мотивация по сравнению со школьниками с РАС и школьниками с нарушениями зрения. У школьников с РАС хуже адаптация к школе и ниже школьная мотивация по сравнению со школьниками с нарушениями слуха и зрения. Из полученных результатов можно выдвинуть предположение о том, что детям с ОВЗ необходим дифференциальный подход к адаптации с учетом нозологии нарушения.




Введение

Младший школьный возраст открывается началом учебной деятельности для ребенка и его поступлением в школу. Ребенок в первом классе вступает в совершенно новую для него жизнь, характеризующуюся новой ведущей деятельностью, новой социальной ситуацией развития и  новой ролью в социуме. Он становится учеником, ведущей деятельностью которого выступает учебная деятельность.

В младшем школьном возрасте происходит активное развитие ребенка, его познавательных способностей, осуществляется ориентация в социуме, научение построению социальных связей и социально-предметных отношений [12]. Происходит формирование универсальных учебных действий и опережающее развитие операционно-технической сферы деятельности.

Можно говорить о том, что новая социальная ситуация развития и новое положение ребенка могут вызывать множественные трудности в адаптации и обучении, поскольку учебная деятельность является для него новым видом ведущей деятельности в развитии. Свой отпечаток накладывает также и адаптация школьников к новой социальной ситуации и роли в обществе как ученика.

Сегодня почти все исследователи согласны с классическим определением термина «адаптация»: слово произошло от латинского adapto, что означает «приспособляю» [4]. Адаптация — это то, как индивид, если рассматривать его с физиологической и личностной точки зрения, приспосабливается к воздействиям и жизненным условиям, которые постоянно меняются. Адаптация помогает возместить нехватку знакомых человеку реакций на те или иные новые условия [10]. В школьном контексте адаптация представляет собой приспособление учеников к условиям социальной системы, ранее незнакомым требованиям, виду деятельности и жизнедеятельности [11]. Основными критериями успешной психолого-педагогической адаптации обучающегося при этом называют научение навыкам учебной деятельности, установление взаимосвязи с другими учениками, а также преподавателями и психологом, формирование адекватного поведения. При этом успешной адаптации достигают лишь 33,5 % учеников [1]. Именно по этой причине образовательным организациям необходимо уделять особое внимание адаптации школьников [2].

Список литературы

1. 11. Memory in young adult survivors of childhood brain tumor / B. J. Spiegler, R. Hetherington, M. Dennis et al. // Brain Cogn. — 1997. — Vol. 35. — P. 342–343.
2. 10. Decock M. Motor Functioning and Intelligence Quotient in Pediatric Survivors of a Fossa Posterior Tumor Following a Multidisciplinary Rehabilitation Program / M. Decock // International Journal of Environmental Research and Public Health. — 2022. — Vo
3. 9. Counsell C. Incidence studies of primary and secondary intracranial tumors: a systematic review of their methodology and results / C. Counsell // J Neurooncol. — 1998. — Vol. 37 (3). — P. 241–250.
4. 8. Chieffo D. P. Posterior Fossa Tumor Rehabilitation: An Up-to-Date Overview / D. P. Chieffo // Children. — 2022. — Vol. 9, No. 6. — P. 1–11.
5. 7. GonÇalves MIR. The role of the speech-language pathologist in the management of severe cases of pediatric cancer [in Portuguese]. In: A. S. Petrilli, W. B. Carvalho, J. H. Lee, editors. Intensive care for children with severe oncologic pathologies [in
6. 6. Barkovich A. J. Pediatric Neuroimaging / A. J. Barkovich. — 2nd ed. — New York : Raven Press, 1995. — 688 p.
7. 5. Alberth M. Oral health of long-term childhood cancer survivors / M. Alberth // Pediatr Blood Cancer. — 2004. — Vol. 43. — P. 88–90.
8. O. V. Reabilitatsiya detei s medulloblastomoi golovnogo mozga / O. V. Medvedeva // Medrabotnik doshkol’nogo obrazovatel’nogo uchrezhdeniya. — 2018. — № 2. — S. 52–57.
9. 4. Медведева О. В. Реабилитация детей с медуллобластомой
10. Medvedeva O. V. Osobennosti rechevykh narushenii u detei pri onkologicheskikh zabolevaniyakh mozzhechka / O. V. Medvedeva // V sb. : Innovatsionnye metody profilaktiki i korrektsii narushenii razvitiya u detei i podrostkov: mezhprofessional’noe vzaimodeis
11. 3. Медведева О. В. Особенности речевых нарушений у детей при онкологических заболеваниях мозжечка / О. В. Медведева // В сб. : Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие. — Мос
12. Ekzhanova E. A. Otsenka rezul’tatov korrektsii dizartricheskikh narushenii u detei neiroonkologicheskogo profilya / E. A. Ekzhanova, O. V. Medvedeva // Defektologiya. — 2021. — № 6. — S. 26–35.
13. 2. Екжанова Е. А. Оценка результатов коррекции дизартрических нарушений у детей нейроонкологического профиля / Е. А. Екжанова, О. В. Медведева // Дефектология. — 2021. — № 6. — С. 26–35.
14. Ekzhanova E.A.Logopedicheskaya pomoshch’ detyam s novoobrazovaniyami golovnogo mozga posle operativnogo vmeshatel’stva, khimio- i luchevoi terapii / E. A. Ekzhanova, A. F. Karelin, O. V. Medvedeva // Spetsial’noe obrazovanie. — 2022. — № 1 (65). — S. 63–8
15. 1. Екжанова Е. А. Логопедическая помощь детям с новообразованиями головного мозга после оперативного вмешательства, химио- и лучевой терапии / Е. А. Екжанова, А. Ф. Карелин, О. В. Медведева // Специальное образование. — 2022. — № 1 (65). — С. 63–80.

Остальные статьи