Сравнительный анализ особенностей адаптации и школьной мотивации младших школьников с РАС, младших школьников с нарушениями зрения и младших школьников с нарушениями слуха в образовательном процессе
Аннотация
В статье рассматриваются особенности адаптации и школьной мотивации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Актуальность исследования определяется тем, что детям с ОВЗ в силу наличия у них определенных особенностей развития значительно сложнее адаптироваться к образовательному процессу, чем детям группы нормы. Именно поэтому важно понимать, в чем конкретно заключаются особенности адаптации и мотивации младших школьников с разными диагнозами, в частности с расстройствами аутистического спектра (РАС), нарушениями зрения и слуха; это позволит программам адаптации к школе лучше учитывать индивидуальные особенности детей в зависимости от их диагноза. В результате исследования было показано, что у школьников с нарушениями слуха лучше адаптация к школе и выше школьная мотивация по сравнению со школьниками с РАС и школьниками с нарушениями зрения. У школьников с РАС хуже адаптация к школе и ниже школьная мотивация по сравнению со школьниками с нарушениями слуха и зрения. Из полученных результатов можно выдвинуть предположение о том, что детям с ОВЗ необходим дифференциальный подход к адаптации с учетом нозологии нарушения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 01/2024 |
Страницы | 235-242 |
УДК | 37.013.77 |
DOI | 10.51944/20738536_2024_1_235 |
Введение
Младший школьный возраст открывается началом учебной деятельности для ребенка и его поступлением в школу. Ребенок в первом классе вступает в совершенно новую для него жизнь, характеризующуюся новой ведущей деятельностью, новой социальной ситуацией развития и новой ролью в социуме. Он становится учеником, ведущей деятельностью которого выступает учебная деятельность.
В младшем школьном возрасте происходит активное развитие ребенка, его познавательных способностей, осуществляется ориентация в социуме, научение построению социальных связей и социально-предметных отношений [12]. Происходит формирование универсальных учебных действий и опережающее развитие операционно-технической сферы деятельности.
Можно говорить о том, что новая социальная ситуация развития и новое положение ребенка могут вызывать множественные трудности в адаптации и обучении, поскольку учебная деятельность является для него новым видом ведущей деятельности в развитии. Свой отпечаток накладывает также и адаптация школьников к новой социальной ситуации и роли в обществе как ученика.
Сегодня почти все исследователи согласны с классическим определением термина «адаптация»: слово произошло от латинского adapto, что означает «приспособляю» [4]. Адаптация — это то, как индивид, если рассматривать его с физиологической и личностной точки зрения, приспосабливается к воздействиям и жизненным условиям, которые постоянно меняются. Адаптация помогает возместить нехватку знакомых человеку реакций на те или иные новые условия [10]. В школьном контексте адаптация представляет собой приспособление учеников к условиям социальной системы, ранее незнакомым требованиям, виду деятельности и жизнедеятельности [11]. Основными критериями успешной психолого-педагогической адаптации обучающегося при этом называют научение навыкам учебной деятельности, установление взаимосвязи с другими учениками, а также преподавателями и психологом, формирование адекватного поведения. При этом успешной адаптации достигают лишь 33,5 % учеников [1]. Именно по этой причине образовательным организациям необходимо уделять особое внимание адаптации школьников [2].