Логопедическая помощь детям нейроонкологического профиля в условиях онкологического реабилитационного центра
Аннотация
В статье предложены методики обследования и коррекции речевых нарушений у детей нейроонкологического профиля в условиях онкологического реабилитационного центра. На данный момент в детской нейрохирургии отмечается стремительная тенденция к увеличению степени радикальности операции и максимальному удалению новообразований центральной нервной системы. Как следствие, на третьем этапе медицинской реабилитации маленьким пациентам необходима планомерная логопедическая помощь.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 01/2024 |
Страницы | 228-234 |
УДК | 376 |
DOI | 10.51944/20738536_2024_1_228 |
Новообразования (опухоли) центральной нервной системы ежегодно диагностируются примерно у 300 000 детей в возрасте от рождения до 18 лет [11].
Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, опухоли центральной нервной системы являются вторыми наиболее распространенными видами опухолей в детском возрасте (после лейкозов — злокачественных заболеваний кровеносной системы). Выявлено более ста нозологических форм опухолей, требующих различных протоколов медицинской терапии в зависимости от исходных тканей и степени злокачественности, степени зрелости структур мозга на момент возникновения онкологического процесса и локализации. Это приводит к невозможности формальной унификации реабилитационных программ для данной категории маленьких пациентов в условиях детского онкологического реабилитационного центра.
У детей младшего возраста наиболее часто встречаются эмбриональные опухоли и астроцитомы различной степени злокачественности. С возрастом частота эмбриональных опухолей уменьшается, возрастает число герминогенно-клеточных новообразований. Медуллобластомы являются наиболее распространенным типом эмбриональных опухолей. Глиомы — это общий термин для группы новообразований, которые начинаются в глиальных клетках головного мозга и составляют около 50 % от всех патологических процессов. Например, это астроцитомы (которые включают глиобластомы), олигодендроглиомы, эпендимомы и т. д.
Краниофарингиомы — медленно растущие опухоли, которые начинаются над гипофизом и в процессе роста начинает давить на гипоталамус, вызывая различные комплексные нарушения, в том числе и речевые. Поскольку краниофарингиомы локализуются очень близко к зрительным нервам, они также могут вызвать нарушения зрения, слуха.
Опухоли задней черепной ямки (медуллобластомы, астроцитомы) вызывают нарушения когнитивного развития, выявлены нарушения восприятия в виде кратковременных иллюзорных искажений при оценке временных интервалов, пространства, положения тела. В послеоперационном периоде (астроцитомы мозжечка и медуллобластомы) часто наблюдаются дизартрические и просодические нарушения. По данным зарубежных исследователей, мозжечковые опухоли нарушают нейромоторную речевую функцию [6; 7], при этом тип опухоли и лучевая терапия являются значимыми факторами, влияющими на долгосрочные результаты. Речевые расстройства у детей после оперативного вмешательства, курсов лучевой и высокодозной химиотерапии демонстрируют выраженный дизартрический характер. Именно поэтому логопедическая помощь, начатая на третьем этапе медицинской реабилитации, так необходима маленьким пациентам онкологического центра.