Дата публикации: 01.07.2022

Профессиональная компетентность педагога в области комплексного сопровождения детей с ОВЗ: структурно-содержательные аспекты

Аннотация

Статья посвящена проблеме профессиональной педагогической компетентности. Цель исследования состояла в разработке структурно-содержательных аспектов профессиональной компетентности педагогов в сфере комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. В качестве методов исследования применены: изучение нормативноправовых документов, регулирующих сферу образования, анализ и обобщение теоретических и научно-методических исследований, обобщение и проектирование научных понятий.




Профессиональная педагогическая деятельность в современных условиях дифференциации вариантов и форм образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (от специального индивидуализированного до инклюзивного) повышает требования к владению педагогом системой профессионально-личностных компетенций.

Построение индивидуальной образовательной траектории человека с особыми потребностями от этапа ранней помощи до получения профессионального образования становится одной из основных задач включающего образования, характеристикой его качества и ключевым методологическим принципом (см.: [11, с. 2]).

Эвалюация эффективности инклюзивных процессов носит комплексный характер и включает в себя мониторинг профессиональной деятельности педагогов, компетентность которых должна обеспечивать эффективное выполнение различных профессиональных задач, в том числе определение образовательных потребностей ребенка, создание специальных образовательных условий и адаптированной развивающей среды, разработку коррекционно-развивающих программ, развитие жизненной компетенции как неотъемлемой части образования ребенка с ОВЗ [2].

В контексте изучения механизмов развития и совершенствования педагогической деятельности особую значимость приобретает структурно-функциональный анализ профессиональной компетентности педагога в сфере комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Исследованию педагогического мастерства, профессионализма педагогов, различных аспектов проблемы развития профессиональной педагогической компетентности посвящены работы психологов и педагогов (Н. А. Аминов, С. Н. Белова, О. С. Бобина, Г. А. Бутко, Ю. В. Варданян, Н. Н. Васильева, Т. В. Волкова, Л. А. Григорович, И. Л. Дульчаева, З. З. Жамбеева, Э. Ф. Зеер, Л. В. Коновалова, А. А. Костенко, Т. В. Лучкина, С. А. Мансурова, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Г. В. Никитина, Е. Л. Никитина, И. И. Осадчева, О. Л. Осадчук, В. Г. Паршуков, Г. Н. Подчалимова, Л. С. Подымова, Ф. С. Сейтасанов, Н. Л. Селиванова, В. А. Толочек, С. В. Феоктистова, И. А. Филатова, И. А. Фоменко, В. Д. Шадриков, Л. Б. Шнейдер, Е. Г. Шубникова, Л. Ф. Эннанова, Г. В. Юстус и др.). Анализ публикаций [3; 7; 10; 15; 16 и др.] позволяет заключить, что профессиональная педагогическая компетентность — это интегративная, комплексная, многофакторная категория, объединяющая систему знаний педагога, его умений, способностей и личностных качеств, позволяющих эффективно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Список литературы

1. 17. Ямбург Е. А. Доступную среду необходимо простраивать в голове / Е. А. Ямбург // Нар. образование. — 2017. — № 8. — С. 21–26.
2. 16. Шнейдер Л. Б. Учись учиться: личностное развитие и профессиональное совершенствование педагога / Л. Б. Шнейдер // Вестн. ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». — 2021. — № 3. — С. 77–82.
3. 15. Шадриков В. Д. О профессиональной компетентности современного педагога / В. Д. Шадриков, И. В. Кузнецова, М. Д. Дикова // Образовательная панорама. — 2016. — № 1. — С. 9–17.
4. 14. Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования : автореф. дис. … д-ра. пед. наук / В. В. Хитрюк. —Калининград, 2015. — 54 с.
5. 13. Усанова О. Н. Межпрофессиональное взаимодействие специалистов как условие действенной помощи детям с проблемами развития / О. Н. Усанова // Спец. образование. — 2019. — № 1. — С. 136–146.
6. 12. Соловьева Т. А. О перспективах модернизации содержания подготовки педагогов начального образования / Т. А. Соловьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2018. — № 3. — С. 33–38.
7. 11. Рубцов В. В. Непрерывность инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями / В. В. Рубцов, С. В. Алехина, А. В. Хаустов // Психол.-пед. исследования. — 2019. — Т. 11, № 3. — C. 1–14.
8. 10. Психолого-педагогические основы инновационной деятельности педагогов профессионального образования / А. А. Костенко [и др.] // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2020. — № 2. — С. 126–132.
9. 9. Проблемы истории, теории и методологии специальной педагогики (к юбилею Н. М. Назаровой) / О. В. Бачина [и др.] // Спец. образование. — 2020. — № 3. — С. 178–194.
10. 8. Попова О. С. Продвижение практик устойчивого развития личности в учреждениях профессионального образования / О. С. Попова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2019. — № 2. — С. 128–133.
11. 7. Подготовка профессионала XXI века: теоретические поиски и эффективные практики : монография / под ред. А. В. Антюхова, С. К. Бондыревой. — М. : ОАНО ВО «МПСУ» ; Брянск : РИО БГУ, 2020. — 257 с.
12. 6. Педагог в пространстве инклюзивного образования / Л. А. Гутерман [и др.] // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития : монография / науч. ред. Ю. П. Зинченко. — Ростов н/Д ; Таганрог, 2020. — С. 494–506.
13. 5. Левченко И. Ю. Подготовка специалистов сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях высшего образования / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, В. В. Мануйлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2021. — № 3. — С. 6–10
14. 4. Дмитриев А. А. О подготовке кадров для системы специального и инклюзивного образования в свете его модернизации / А. А. Дмитриев // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Серия: Педагогика. — 2015. — № 4. — С. 100–107.
15. 3. Григорович Л. А. Роль психологической службы в условиях инклюзивного образования: формы и методы работы с педагогическим коллективом / Л. А. Григорович // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2018. — № 3. — С. 47–52.
16. 2. Богданова Т. Г. Эвалюация как инструмент управления качеством инклюзивных процессов в образовании / Т. Г. Богданова, Н. М. Назарова // Спец. образование. — 2020. — № 3. — С. 24–39.
17. 1. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психол. наука и образование. — 2011. — Т. 16, № 1. — С. 83–92.

Остальные статьи