Профессиональная компетентность педагога в области комплексного сопровождения детей с ОВЗ: структурно-содержательные аспекты
Аннотация
Статья посвящена проблеме профессиональной педагогической компетентности. Цель исследования состояла в разработке структурно-содержательных аспектов профессиональной компетентности педагогов в сфере комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. В качестве методов исследования применены: изучение нормативноправовых документов, регулирующих сферу образования, анализ и обобщение теоретических и научно-методических исследований, обобщение и проектирование научных понятий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2022 |
Страницы | 57-61 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738498_2022_3_57 |
Профессиональная педагогическая деятельность в современных условиях дифференциации вариантов и форм образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (от специального индивидуализированного до инклюзивного) повышает требования к владению педагогом системой профессионально-личностных компетенций.
Построение индивидуальной образовательной траектории человека с особыми потребностями от этапа ранней помощи до получения профессионального образования становится одной из основных задач включающего образования, характеристикой его качества и ключевым методологическим принципом (см.: [11, с. 2]).
Эвалюация эффективности инклюзивных процессов носит комплексный характер и включает в себя мониторинг профессиональной деятельности педагогов, компетентность которых должна обеспечивать эффективное выполнение различных профессиональных задач, в том числе определение образовательных потребностей ребенка, создание специальных образовательных условий и адаптированной развивающей среды, разработку коррекционно-развивающих программ, развитие жизненной компетенции как неотъемлемой части образования ребенка с ОВЗ [2].
В контексте изучения механизмов развития и совершенствования педагогической деятельности особую значимость приобретает структурно-функциональный анализ профессиональной компетентности педагога в сфере комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Исследованию педагогического мастерства, профессионализма педагогов, различных аспектов проблемы развития профессиональной педагогической компетентности посвящены работы психологов и педагогов (Н. А. Аминов, С. Н. Белова, О. С. Бобина, Г. А. Бутко, Ю. В. Варданян, Н. Н. Васильева, Т. В. Волкова, Л. А. Григорович, И. Л. Дульчаева, З. З. Жамбеева, Э. Ф. Зеер, Л. В. Коновалова, А. А. Костенко, Т. В. Лучкина, С. А. Мансурова, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Г. В. Никитина, Е. Л. Никитина, И. И. Осадчева, О. Л. Осадчук, В. Г. Паршуков, Г. Н. Подчалимова, Л. С. Подымова, Ф. С. Сейтасанов, Н. Л. Селиванова, В. А. Толочек, С. В. Феоктистова, И. А. Филатова, И. А. Фоменко, В. Д. Шадриков, Л. Б. Шнейдер, Е. Г. Шубникова, Л. Ф. Эннанова, Г. В. Юстус и др.). Анализ публикаций [3; 7; 10; 15; 16 и др.] позволяет заключить, что профессиональная педагогическая компетентность — это интегративная, комплексная, многофакторная категория, объединяющая систему знаний педагога, его умений, способностей и личностных качеств, позволяющих эффективно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.