Дата публикации: 01.01.2024

Педагогическая культура офицера: основы и перспективы развития

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития педагогической культуры офицера Российской армии. В ней показана роль культуры и педагогической культуры в формировании духовно-нравственного облика личности в прошлом и в нынешних условиях. Рассматривается сущность, содержание, структура педагогической культуры офицера и направления ее совершенствования.




В современных условиях, по мере развития человеческой цивилизации, возрастают не только возможности для всестороннего развития личности, но и требования к ней со стороны общества. Данное принципиальное методологическое положение в полной мере относится и к российским офицерам, к их развитию и, в частности, к уровню их педагогической культуры. Особое значение это приобрело на современном этапе. Обусловливается это объективными факторами, присущими обществу, процессами, происходящими в армии и на флоте, задачами дальнейшего повышения воспитательной роли Вооруженных Сил.

 Культура, как сложное и многогранное социальное явление, пронизывает все сферы жизни и деятельности людей и является одним из важнейших средств овладения социальным опытом. Культура — понятие очень широкое: от простейших потребностей до высот человеческой мысли [8, с. 71]. Как утверждают некоторые исследователи, лишь строго научных определений понятия «культура» ныне стало свыше 250, и в современном языке трудно найти термин более многозначный, чем «культура».

Понятие «культура», весьма многостороннее и емкое, в последнее время пополняется новым содержанием и обретает новые грани. Так, в условиях формирования нового миропорядка и нарастания межгосударственных противоречий, информационной глобализации все большую актуальность приобретает духовная культура. На сегодняшний день главное в духовной культуре россиян, офицеров и всех воинов армии и флота — нравственность, моральная стойкость, патриотизм, понимание необходимости защиты конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности нашей Родины [3, с. 74–75].

В литературе получают все большее распространение представления о культуре как о подсистеме общества, качественно характеризующей деятельность каждого его члена. Этот подход позволяет выделить среди прочих профессиональную культуру, которая наряду с высокой специальной подготовкой каждого члена общества предполагает тенденции к расширению его социального кругозора, обогащение духовного мира, духовно-нравственное роста, осознание тесной связи повседневной практики с перспективами социально-гуманитарного развития страны. Как следствие, профессиональная культура становится одним из важных направлений социального развития личности человека. В повседневную практику частей и подразделений Вооруженных Сил прочно вошли такие понятия, как «штабная культура», «техническая культура», «информационная культура» и т. д. С ними отождествляется наивысший уровень подготовки военнослужащих, прочно сочетающийся с чувством долга, высокой ответственностью и сознательной дисциплиной.

Важнейшая миссия культуры — формировать и возвышать духовные потребности человека, активно влиять на нравственный облик личности. В процессе развития общества культура выступает как многофункциональное явление, охватывающее все грани его жизни. Необходимость приобщения россиян к богатейшим общемировым и национальным культурным ценностям в наши дни весьма актуальна. В условиях глобализации информационной среды наблюдается стремление Запада подменить истинные гуманитарно-культурные ценности дешевыми суррогатами «массовой культуры» с ее псевдоценностями — антигуманизмом, индивидуализмом и стяжательством.

Список литературы

1. Алёхин И. А. Феномен педагогической культуры кафедрального коллектива / И. А. Алёхин, Т. Н. Герасимова // Мир образования — образование в мире. — 2015. — № 1 (57). — С. 52–57.
2. Алёхин И. А. О совершенствовании военно-педагогической подготовки курсантов военных вузов на основе участия в военно-патриотической работе с допризывной молодежью / И. А. Алёхин, В. Б. Ковальский // Мир образования — образование в мире. — 2023. — № 1 (
3. Алёхин И. А. Воспитание политической культуры у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации / И. А. Алёхин, А. В. Евстифеев, В. А. Собина // Мир образования — образование в мире. — 2023. — № 1 (89). — С. 74–81. — DOI: 10.51944/207385
4. Барабанщиков А. В. Педагогическая культура офицера / А. В. Барабанщиков, С. С. Муцынов. — Москва : Воениздат, 1985. — 195 с.
5. Barabanshchikov A. V. Pedagogicheskaya kul’tura ofitsera / A. V. Barabanshchikov, S. S. Mutsynov. — Moskva : Voenizdat, 1985. — 195 s.
6. Биочинский И. В. Педагогическая мастерская: профессиональная доподготовка преподавателей в образовательных организациях / И. В. Биочинский, А. А. Кочин. — Самара : Самарский юридический институт, 2022. — 231 с.
7. Военная педагогика : учебник для вузов / И. А. Алёхин [и др.] / под общ. ред. И. А. Алёхина. — Москва : Юрайт, 2023. — 414 с. — (Серия 76, Высшее образование).
8. Гутарева Н. Ю. Проблема глобализации современной культуры / Н. Ю. Гутарева, Н. В. Виноградов. — Текст электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1278–1280. — URL: <a href="https://moluch.ru/" target="_blank">https://moluch.ru/</a> archive/89/17984 (дата обращения: 20.03.2024).
9. Дегтярев А. Н. Основные пути формирования и совершенствования педагогической культуры военного преподавателя / А. Н. Дегтярев // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. — 2013. — Т. 7, № 4–1. — С. 68–79.
10. Петренко А. С. Профессиональная педагогика офицера в теоретическом и практическом опыте XX в./ А.С.Петренко// Право и образование.— 2022.— №1.— С.181–191.
11. Рябуха Е. В. Основные военно-педагогические взгляды А. В. Суворова на воспитание и обучение воинов [Электронный ресурс] / Е. В. Рябуха, К. В. Шаравин, Д. О. Тужилин // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 290-292. — URL: <a href="https://moluch." target="_blank">https://moluch.</a> ru/archi
12. Шлейгер С. В. Развитие профессионально-педагогической культуры курсантов военных вузов : дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс] / С. В. Шлейгер. — Саратов, 2000. — 173 c. — URL: <a href="http://www.dslib.net/obw-pedagogika/razvitie-professionalnopedagog" target="_blank">http://www.dslib.net/obw-pedagogika/razvitie-professionalnopedagog</a>

Остальные статьи