Педагогическая культура офицера: основы и перспективы развития
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития педагогической культуры офицера Российской армии. В ней показана роль культуры и педагогической культуры в формировании духовно-нравственного облика личности в прошлом и в нынешних условиях. Рассматривается сущность, содержание, структура педагогической культуры офицера и направления ее совершенствования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 01/2024 |
Страницы | 219-227 |
УДК | 378:355 |
DOI | 10.51944/20738536_2024_1_219 |
В современных условиях, по мере развития человеческой цивилизации, возрастают не только возможности для всестороннего развития личности, но и требования к ней со стороны общества. Данное принципиальное методологическое положение в полной мере относится и к российским офицерам, к их развитию и, в частности, к уровню их педагогической культуры. Особое значение это приобрело на современном этапе. Обусловливается это объективными факторами, присущими обществу, процессами, происходящими в армии и на флоте, задачами дальнейшего повышения воспитательной роли Вооруженных Сил.
Культура, как сложное и многогранное социальное явление, пронизывает все сферы жизни и деятельности людей и является одним из важнейших средств овладения социальным опытом. Культура — понятие очень широкое: от простейших потребностей до высот человеческой мысли [8, с. 71]. Как утверждают некоторые исследователи, лишь строго научных определений понятия «культура» ныне стало свыше 250, и в современном языке трудно найти термин более многозначный, чем «культура».
Понятие «культура», весьма многостороннее и емкое, в последнее время пополняется новым содержанием и обретает новые грани. Так, в условиях формирования нового миропорядка и нарастания межгосударственных противоречий, информационной глобализации все большую актуальность приобретает духовная культура. На сегодняшний день главное в духовной культуре россиян, офицеров и всех воинов армии и флота — нравственность, моральная стойкость, патриотизм, понимание необходимости защиты конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности нашей Родины [3, с. 74–75].
В литературе получают все большее распространение представления о культуре как о подсистеме общества, качественно характеризующей деятельность каждого его члена. Этот подход позволяет выделить среди прочих профессиональную культуру, которая наряду с высокой специальной подготовкой каждого члена общества предполагает тенденции к расширению его социального кругозора, обогащение духовного мира, духовно-нравственное роста, осознание тесной связи повседневной практики с перспективами социально-гуманитарного развития страны. Как следствие, профессиональная культура становится одним из важных направлений социального развития личности человека. В повседневную практику частей и подразделений Вооруженных Сил прочно вошли такие понятия, как «штабная культура», «техническая культура», «информационная культура» и т. д. С ними отождествляется наивысший уровень подготовки военнослужащих, прочно сочетающийся с чувством долга, высокой ответственностью и сознательной дисциплиной.
Важнейшая миссия культуры — формировать и возвышать духовные потребности человека, активно влиять на нравственный облик личности. В процессе развития общества культура выступает как многофункциональное явление, охватывающее все грани его жизни. Необходимость приобщения россиян к богатейшим общемировым и национальным культурным ценностям в наши дни весьма актуальна. В условиях глобализации информационной среды наблюдается стремление Запада подменить истинные гуманитарно-культурные ценности дешевыми суррогатами «массовой культуры» с ее псевдоценностями — антигуманизмом, индивидуализмом и стяжательством.