Дата публикации: 01.01.2024

Применение технологий искусственного интеллекта в образовании: проблемы и пути реализации

Аннотация

Искусственный интеллект (ИИ) представляет собой один из наиболее инновационных инструментов, который открывает дополнительные возможности в области цифровизации военного образования. Проникая во все направления образовательной деятельности военного вуза, ИИ способен повысить эффективность многих управленческих решений и дополнить ограниченные возможности людей. В статье отражены основные результаты авторского исследования по проблеме интеграции технологий ИИ в образовательную среду военного вуза в условиях цифровизации. В частности, представлены результаты проведенного анализа на предмет ключевых аспектов применения технологий ИИ в образовательной организации. Определены основные функции, которые можно усовершенствовать с помощью технологий ИИ. Обозначены проблемы, возникающие в процессе внедрения цифровых технологий.




Одним из наиболее значимых факторов стремительного научнотехнологического прогресса, перехода от индустриального общества к постиндустриальному, информационному, ноосферному является все более широкое использование во всех сферах общества и государства цифровых технологий. Цифровизация общества на данном этапе предусматривает развитие и внедрение искусственного интеллекта (ИИ), признанного мировым сообществом одной из наиболее передовых и  инновационных технологий, оказывающей существенное влияние на текущие геополитические процессы, меняющей облик войны и мира, способной придать совершенно иное содержание военно-экономической мощи государств [5].

ИИ относится к междисциплинарной отрасли компьютерных наук, которая создает интеллектуальные машины, способные выполнять сложные задачи, в том числе требующие человеческого интеллекта. ИИ использует различные подходы, как, например, глубокое обучение и машинное обучение, что позволяет сделать работу более естественной. Значительное улучшение этих двух возможностей в последнее время вызвало смену парадигмы во всех секторах технологической индустрии, благодаря чему ИИ проник в самые передовые сферы: экономическую, космическую, военную, в том числе образовательную [1, с. 135–141].

Развитие ИИ — значимый приоритет политики нашего государства, и этот процесс находится под пристальным вниманием и управлением государства. Указ Президента РФ от 10.10.2019 №490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» позволяет проследить основные ориентиры его развития в стране до 2030 года, среди которых:

— использование технологий ИИ в социальной сфере, что способствует созданию условий для улучшения уровня жизни населения, в том числе за счет повышения качества услуг в сфере образования (включая адаптацию образовательного процесса к потребностям обучающихся и потребностям рынка труда, системный анализ показателей эффективности обучения для оптимизации профессиональной ориентации, автоматизацию оценки качества знаний и анализа информации о результатах обучения);

— повышение уровня обеспечения российского рынка технологий ИИ квалифицированными кадрами и уровня информированности населения о возможных сферах использования таких технологий [8].

Список литературы

1. Superkomp’yuting i iskusstvennyi intellekt — proryvnoi al’yans: YuUrGU realizuet unikal’nye proekty [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://www.susu.ru/ru/news/2021/10/01/" target="_blank">https://www.susu.ru/ru/news/2021/10/01/</a> superkompyuting-i-iskusstvennyyintellekt-proryvnoy-alyans-realizuet-unikalnye (data ob
2. 10. Суперкомпьютинг и искусственный интеллект — прорывной альянс: ЮУрГУ реализует уникальные проекты [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www.susu.ru/" target="_blank">https://www.susu.ru/</a> ru/news/2021/10/01/superkompyuting-i-iskusstvennyyintellekt-proryvnoy-alyans-realizuetunikalnye (дата об
3. S novym ucheniem legche v boyu: v voennykh vuzakh Rossii uzhe seichas osvaivayut boevoi opyt spetsial’noi voennoi operatsii [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://www.kp.ru/" target="_blank">https://www.kp.ru/</a> daily/27446/4650016 (data obrashcheniya: 25.01.2024).
4. 9. С новым учением легче в бою: в военных вузах России уже сейчас осваивают боевой опыт специальной военной операции [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> kp.ru/daily/27446/4650016 (дата обращения: 25.01.2024).
5. O razvitii iskusstvennogo intellekta v Rossiiskoi Federatsii (vmeste s «Natsional’noi strategiei razvitiya iskusstvennogo intellekta na period do 2030 goda»). Ukaz Prezidenta RF ot 10.10.2019 № 490 [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="http://www.consultant.ru/law" target="_blank">http://www.consultant.ru/law</a>
6. 8. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030года»). Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://www.consultant.ru/law/" target="_blank">http://www.consultant.ru/law/</a>
7. Kak II menyaet vysshee obrazovanie [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://spb.plus." target="_blank">https://spb.plus.</a> rbc.ru/news/65129d157a8aa982a5ac4368 (data obrashcheniya: 14.01.2024).
8. 7. Как ИИ меняет высшее образование [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://spb." target="_blank">https://spb.</a> plus.rbc.ru/news/65129d157a8aa982a5ac4368 (дата обращения: 14.01.2024).
9. Iskusstvennyi intellekt v obrazovanii [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://cs.hse.ru/" target="_blank">https://cs.hse.ru/</a> aicenter/education (data obrashcheniya: 14.01.2024).
10. 6. Искусственный интеллект в образовании [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://cs.hse.ru/aicenter/education" target="_blank">https://cs.hse.ru/aicenter/education</a> (дата обращения: 14.01.2024).
11. Daggen S. Iskusstvennyi intellekt v obrazovanii: izmenenie tempov obucheniya. Analiticheskaya zapiska IITO YuNESKO / S. Daggen ; red. S. Yu. Knyazeva ; per. s angl. A. V. Parshakova. — Moskva : Institut YuNESKO po informatsionnym tekhnologiyam v obrazovan
12. 5. Даггэн С. Искусственный интеллект в образовании: изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО / С. Даггэн ; ред. С. Ю. Князева ; пер. с англ. А. В. Паршакова. — Москва : Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2020.
13. Gritsenko D. Trevozhnyi vuzov: II otsenit veroyatnost' otchisleniya studentov. Kak usilenie kontrolya s pomoshch'yu novykh tekhnologii otrazitsya na emotsional'nom sostoyanii uchashchikhsya universitetov [Elektronnyi resurs] / D. Gritsenko. — URL: <a href="https:/" target="_blank">https:/</a>
14. 4. Гриценко Д. Тревожный вузов: ИИ оценит вероятность отчисления студентов. Как усиление контроля с помощью новых технологий отразится на эмоциональном состоянии учащихся университетов [Электронный ресурс] / Д. Гриценко. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> iz.ru/1546434/deni
15. Voennaya pedagogika: uchebnik dlya vuzov / I. A. Alekhin [i dr.] / pod obshch. red. I. A. Alekhina. — Moskva : Yurait, 2023. — 414 s. — (Seriya 76, Vysshee obrazovanie).
16. 3. Военная педагогика: учебник для вузов / И. А. Алёхин [и др.] / под общ. ред. И. А. Алёхина. — Москва : Юрайт, 2023. — 414 с. — (Серия 76, Высшее образование).
17. Alekhin I. A. Didakticheskoe soprovozhdenie primeneniya programmnogo kompleksa «Obrazovanie — MO» v obuchenii slushatelei voennykh vuzov / I. A. Alekhin, N. V. Khod’ko // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2022. — № 2 (86). — S. 175–184. — DOI: 10.5
18. 2. Алёхин И. А. Дидактическое сопровождение применения программного комплекса «Образование — МО» в обучении слушателей военных вузов / И. А. Алёхин, Н. В. Ходько // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 2 (86). — С. 175–184. — DOI: 10.51944/20
19. Alekhin I. A. Pedagogicheskaya tekhnologiya sovremennoi podgotovki spetsialistov v voennykh vuzakh Rossii / I. A. Alekhin, N. A. Davydov // Izvestiya Rossiiskoi akademii obrazovaniya.— 2021.— №1–2 (54).— S.135–146.— DOI: 10.51944/ 2073-8498_2021_1-2_135
20. 1. Алёхин И. А. Педагогическая технология современной подготовки специалистов в военных вузах России / И. А. Алёхин, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 1–2 (54). — С. 135–146. — DOI: 10.51944/ 2073-8498_2021_1-2_135

Остальные статьи