Применение технологий искусственного интеллекта в образовании: проблемы и пути реализации
Аннотация
Искусственный интеллект (ИИ) представляет собой один из наиболее инновационных инструментов, который открывает дополнительные возможности в области цифровизации военного образования. Проникая во все направления образовательной деятельности военного вуза, ИИ способен повысить эффективность многих управленческих решений и дополнить ограниченные возможности людей. В статье отражены основные результаты авторского исследования по проблеме интеграции технологий ИИ в образовательную среду военного вуза в условиях цифровизации. В частности, представлены результаты проведенного анализа на предмет ключевых аспектов применения технологий ИИ в образовательной организации. Определены основные функции, которые можно усовершенствовать с помощью технологий ИИ. Обозначены проблемы, возникающие в процессе внедрения цифровых технологий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 01/2024 |
Страницы | 210-218 |
УДК | 377.8 |
DOI | 10.51944/20738536_2024_1_210 |
Одним из наиболее значимых факторов стремительного научнотехнологического прогресса, перехода от индустриального общества к постиндустриальному, информационному, ноосферному является все более широкое использование во всех сферах общества и государства цифровых технологий. Цифровизация общества на данном этапе предусматривает развитие и внедрение искусственного интеллекта (ИИ), признанного мировым сообществом одной из наиболее передовых и инновационных технологий, оказывающей существенное влияние на текущие геополитические процессы, меняющей облик войны и мира, способной придать совершенно иное содержание военно-экономической мощи государств [5].
ИИ относится к междисциплинарной отрасли компьютерных наук, которая создает интеллектуальные машины, способные выполнять сложные задачи, в том числе требующие человеческого интеллекта. ИИ использует различные подходы, как, например, глубокое обучение и машинное обучение, что позволяет сделать работу более естественной. Значительное улучшение этих двух возможностей в последнее время вызвало смену парадигмы во всех секторах технологической индустрии, благодаря чему ИИ проник в самые передовые сферы: экономическую, космическую, военную, в том числе образовательную [1, с. 135–141].
Развитие ИИ — значимый приоритет политики нашего государства, и этот процесс находится под пристальным вниманием и управлением государства. Указ Президента РФ от 10.10.2019 №490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» позволяет проследить основные ориентиры его развития в стране до 2030 года, среди которых:
— использование технологий ИИ в социальной сфере, что способствует созданию условий для улучшения уровня жизни населения, в том числе за счет повышения качества услуг в сфере образования (включая адаптацию образовательного процесса к потребностям обучающихся и потребностям рынка труда, системный анализ показателей эффективности обучения для оптимизации профессиональной ориентации, автоматизацию оценки качества знаний и анализа информации о результатах обучения);
— повышение уровня обеспечения российского рынка технологий ИИ квалифицированными кадрами и уровня информированности населения о возможных сферах использования таких технологий [8].