Дата публикации: 01.01.2024

Модель формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза

Аннотация

В статье рассматриваются подходы, которые легли в основу построения модели формирования рефлексивно-прогностических умений, дается краткая характеристика каждого выбранного подхода и его влияния на построение модели, описываются необходимые теоретико-методологические положения и нормативно-правовая база, заложенная в основу модели. К модели дается описание ее структуры, элементов, блоков, приводится краткая характеристика каждого блока с указанием его функционала в работе самой модели. Предпринимается попытка представить разработанную структуру цифровой образовательной среды, в которой будет происходить формирование рефлексивно-прогностических умений.




Введение

Процесс создания модели достаточно трудоемкий, и для его реализации необходимо определить основные компоненты, по которым будет строиться модель.

Модель должна находиться в движении, в динамике, то есть постоянно работать, реализовывать свою цикличность, тем более мы говорим о процессе формирования. Тогда в этом случае мы можем говорить о процессе, который будет не только формировать рефлексивно-прогностические умения, но и в дальнейшем будет продолжаться у будущих педагогов в их профессиональной деятельности.

Исходя из темы исследования, выделим те направления, по которым мы отбираем материал для построения модели. Так, понятие «методология» и ее содержание исследуют В. И. Загвязинский, Ф. А. Кузин, А. М. Новиков, Д. А. Новиков и др. [10; 13; 19]. Изучение системного подхода проводили И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др. [1]. В рамках деятельностного подхода работали Л. С. Выготский, А. В. Хуторской и др. [6; 23]. Системно-деятельностный подход в образовании исследовали философы марксистской школы Э. В. Ильенков, М. С. Каган, Э. Г. Юдин и др. [1; 11; 14]. Принципы системно-деятельностного подхода выделяет Т. А. Жданко [9].

Поскольку мы говорим о формировании рефлексивно-прогностических умений в рамках цифровой образовательной среды, нам необходим средовой подход. Средовой подход исследовали Е. Н. Богданов, Ю. С. Мануйлов, Т. В. Менг и др. [16; 17; 20]. Полисубъектный подход исследовали И. В. Вачков, З. Л. Венкова, Е. Н. Кролевецкая, Е. В. Фалунина и др. [3; 4; 12; 21].

Список литературы

1. Куликов Д. К. Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Э. В. Ильенков: определение деятельностной природы мышления [Электронный ресурс] / Д. К. Куликов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2018. — № 3 (19). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a>
2. Gibson D. Assessing teaching skills with a mobile simulation / D. Gibson // Journal of Digital Learning in Teacher Education. — 2013. — Vol. 30 (1). — P. 4–10.
3. SimSchool: an online dynamic simulator for enhancing teacher preparation / R. Christensen, G. Knezek, T. Tyler-Wood, D. Gibson // International Journal of Learning Technology. — 2011. — Vol. 6, No. 2. — P. 201–220.
4. Chini J. J. Learning from avatars: Learning assistants practice physics pedagogy in a classroom simulator [Electronic resource] / J. J. Chini, C. L. Straub, K. H. Thomas // Physical Review Physics Education Research. — 2016. — No. 12 (1). — URL: <a href="https" target="_blank">https</a>
5. Хуторской А. В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос. — 2012. — № 2. — URL: <a href="http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm" target="_blank">http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm</a> (дата обращения: 27.10.2023).
6. Фасоля А. А. Трансформация деятельности преподавателя вуза и ее хронометраж в условиях дистанционного формата / А. А. Фасоля, Е. А. Останина, Н. В. Уварина // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2020. — Т. 12, № 4 (50). — С. 20–28. — DOI
7. Фалунина Е. В. Становление полисубъектного подхода в области гуманитарных наук и образования (исторический аспект) / Е. В. Фалунина // Проблемы социальноэкономического развития Сибири. — 2019. — № 3 (37). — С. 136–140. — EDN: YNPADC
8. Тюмасева З. И. Системное образование и образовательные системы : монография / З. И. Тюмасева, Е. Н. Богданов. — Калуга : КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003. — 312 с.
9. Новиков А. М. Методология / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — Москва : КРАСАНД, 2020. — 632 с.
10. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды : монография [Электронный ресурс] / И. В. Авадаева, С. К. АнисимоваТкалич, Е. В. Везетиу [и др.]. — Нижний Новгород : Профессиональная наука, 2018. — URL: <a href="http://scipro.ru" target="_blank">http://scipro.ru</a>
11. Менг Т. В. Средовой подход к организации образовательного процесса в современном вузе / Т. В. Менг // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. — 2008. — № 52. — С. 72.
12. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов. — 2-е изд., перераб. — Москва ; Н. Новгород : Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. — 157 с.
13. Кушнер Ю. З. Методология и методы педагогического исследования : учеб.-метод. пособие / Ю. З. Кушнер. — Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. — 66 с.
14. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. — Москва : Наука, 1973. — 270 с.
15. Кузин Ф. А. Диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты : практ. пособие для докторантов, аспирантов и магистров / Ф. А. Кузин ; под ред. В. А. Абрамова. — Москва : Ось-89, 2011. — 448 с.
16. Кролевецкая Е. Н. Компетентностный и полисубъектный подходы как методологическая основа профессиональной подготовки будущего педагога [Электронный ресурс] / Е. Н. Кролевецкая // Academic research in educational sciences. — 2021. — № NUU Conference 1.
17. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание : избр. ст. / М. С. Каган ; ЛГУ. — Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1991. — 383 с.
18. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. — Москва : Педагогика, 1982.
19. Жданко Т. А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации / Т. А. Жданко // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. — 2012. — № 4. — С. 185–192. — EDN: PJRCNX
20. Денилханова Х. Я. Формирование профессиональных способностей в современном информационно-цифровом пространстве будущих бакалавров (профили «математика» и «информатика») : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Х. Я. Денилханова. — Москва, 2020. —
21. Галимуллина Э. З. Компонентный состав цифровой образовательной среды педагога / Э. З. Галимуллина // Современные проблемы науки и образования. — 2022. — № 4. — С. 69. — DOI: 10.17513/spno.31968. — EDN: TILUDW
22. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — Москва : Смысл : Эксмо, 2003. — 1134 с.
23. Внедрение образовательных технологий в цифровой сектор / П. Г. Рябчук, Н. В. Уварина, Д. Н. Корнеев, Ю. В. Лысенко // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2021. — Т. 10, № 1 (34). — С. 203–206. — DOI: 10.26140/anie-20211001-0048. — ED
24. Венкова З. Л. Полисубъектный подход к организации образовательных инноваций: методологический и содержательный аспект [Электронный ресурс] / З. Л. Венкова // Пермский педагогический журнал. — 2021. — № 12. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/n/poli
25. Вачков И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде / И. В. Вачков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2014. — Т. 11, № 2. — С. 36–50. — EDN: TWHXMB
26. Вайндорф-Сысоева М. Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения : автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / М. Е. Вайндорф-Сысоева. — Москва, 2019. — 461 с.

Остальные статьи