Дата публикации: 01.01.2024

Модель формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза

Аннотация

В статье рассматриваются подходы, которые легли в основу построения модели формирования рефлексивно-прогностических умений, дается краткая характеристика каждого выбранного подхода и его влияния на построение модели, описываются необходимые теоретико-методологические положения и нормативно-правовая база, заложенная в основу модели. К модели дается описание ее структуры, элементов, блоков, приводится краткая характеристика каждого блока с указанием его функционала в работе самой модели. Предпринимается попытка представить разработанную структуру цифровой образовательной среды, в которой будет происходить формирование рефлексивно-прогностических умений.




Введение

Процесс создания модели достаточно трудоемкий, и для его реализации необходимо определить основные компоненты, по которым будет строиться модель.

Модель должна находиться в движении, в динамике, то есть постоянно работать, реализовывать свою цикличность, тем более мы говорим о процессе формирования. Тогда в этом случае мы можем говорить о процессе, который будет не только формировать рефлексивно-прогностические умения, но и в дальнейшем будет продолжаться у будущих педагогов в их профессиональной деятельности.

Исходя из темы исследования, выделим те направления, по которым мы отбираем материал для построения модели. Так, понятие «методология» и ее содержание исследуют В. И. Загвязинский, Ф. А. Кузин, А. М. Новиков, Д. А. Новиков и др. [10; 13; 19]. Изучение системного подхода проводили И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др. [1]. В рамках деятельностного подхода работали Л. С. Выготский, А. В. Хуторской и др. [6; 23]. Системно-деятельностный подход в образовании исследовали философы марксистской школы Э. В. Ильенков, М. С. Каган, Э. Г. Юдин и др. [1; 11; 14]. Принципы системно-деятельностного подхода выделяет Т. А. Жданко [9].

Поскольку мы говорим о формировании рефлексивно-прогностических умений в рамках цифровой образовательной среды, нам необходим средовой подход. Средовой подход исследовали Е. Н. Богданов, Ю. С. Мануйлов, Т. В. Менг и др. [16; 17; 20]. Полисубъектный подход исследовали И. В. Вачков, З. Л. Венкова, Е. Н. Кролевецкая, Е. В. Фалунина и др. [3; 4; 12; 21].

Список литературы

1. Novikov A. M. Metodologiya / A. M. Novikov, D. A. Novikov. — Moskva : KRASAND, 2020. — 632 s.
2. 13. Кузин Ф. А. Диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты : практ. пособие для докторантов, аспирантов и магистров / Ф. А. Кузин ; под ред. В. А. Абрамова. — Москва : Ось-89, 2011. — 448 с.
3. Kuzin F. A. Dissertatsiya: metodika napisaniya, pravila oformleniya i poryadok zashchity : prakt. posobie dlya doktorantov, aspirantov i magistrov / F. A. Kuzin ; pod red. V. A. Abramova. — Moskva : Os’-89, 2011. — 448 s.
4. 14. Куликов Д. К. Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Э. В. Ильенков: определение деятельностной природы мышления [Электронный ресурс] / Д. К. Куликов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2018. — № 3 (19). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a>
5. Kulikov D.K. L. S.Vygotskii, A. N. Leont’ev, E.V.Il’enkov: opredelenie deyatel’nostnoi prirody myshleniya [Elektronnyi resurs] / D. K. Kulikov // Ekonomicheskie i sotsial’nogumanitarnye issledovaniya. — 2018. — № 3 (19). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/art" target="_blank">https://cyberleninka.ru/art</a>
6. 15. Кушнер Ю. З. Методология и методы педагогического исследования : учеб.-метод. пособие / Ю. З. Кушнер. — Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. — 66 с.
7. Kushner Yu. Z. Metodologiya i metody pedagogicheskogo issledovaniya : ucheb.metod. posobie / Yu. Z. Kushner. — Mogilev : MGU im. A. A. Kuleshova, 2001. — 66 s.
8. 16. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов. — 2-е изд., перераб. — Москва ; Н. Новгород : Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. — 157 с.
9. Manuilov Yu. S. Sredovoi podkhod v vospitanii / Yu. S. Manuilov. — 2-e izd., pererab. — Moskva ; N. Novgorod : Izd-vo Volgo-Vyatskoi akademii gosudarstvennoi sluzhby, 2002. — 157 s.
10. 17. Менг Т. В. Средовой подход к организации образовательного процесса в современном вузе / Т. В. Менг // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. — 2008. — № 52. — С. 72.
11. Meng T. V. Sredovoi podkhod k organizatsii obrazovatel’nogo protsessa v sovremennom vuze / T. V. Meng // Izvestiya Ros. gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. — 2008. — № 52. — S. 72.
12. 18. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды : монография [Электронный ресурс] / И. В. Авадаева, С. К. АнисимоваТкалич, Е. В. Везетиу [и др.]. — Нижний Новгород : Профессиональная наука, 2018. — URL: <a href="http://scipro.ru" target="_blank">http://scipro.ru</a>
13. Metodologicheskie osnovy formirovaniya sovremennoi tsifrovoi obrazovatel’noi sredy : monografiya [Elektronnyi resurs] / I. V. Avadaeva, S. K. Anisimova-Tkalich, E. V. Vezetiu [i dr.]. — Nizhnii Novgorod : Professional’naya nauka, 2018. — URL: <a href="http://scipr" target="_blank">http://scipr</a>
14. 19. Новиков А. М. Методология / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — Москва : КРАСАНД, 2020. — 632 с.
15. 20. Тюмасева З. И. Системное образование и образовательные системы : монография / З. И. Тюмасева, Е. Н. Богданов. — Калуга : КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003. — 312 с.
16. Tyumaseva Z. I. Sistemnoe obrazovanie i obrazovatel’nye sistemy : monografiya / Z. I. Tyumaseva, E. N. Bogdanov. — Kaluga : KGPU im. K. E. Tsiolkovskogo, 2003. — 312 s.
17. 21. Фалунина Е. В. Становление полисубъектного подхода в области гуманитарных наук и образования (исторический аспект) / Е. В. Фалунина // Проблемы социальноэкономического развития Сибири. — 2019. — № 3 (37). — С. 136–140. — EDN: YNPADC
18. Falunina E. V. Stanovlenie polisub'ektnogo podkhoda v oblasti gumanitarnykh nauk i obrazovaniya (istoricheskii aspekt) / E. V. Falunina // Problemy sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri. — 2019. — № 3 (37). — S. 136–140. — EDN: YNPADC
19. 22. Фасоля А. А. Трансформация деятельности преподавателя вуза и ее хронометраж в условиях дистанционного формата / А. А. Фасоля, Е. А. Останина, Н. В. Уварина // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2020. — Т. 12, № 4 (50). — С. 20–28. — DOI
20. Fasolya A. A. Transformatsiya deyatel’nosti prepodavatelya vuza i ee khronometrazh v usloviyakh distantsionnogo formata / A. A. Fasolya, E. A. Ostanina, N. V. Uvarina // Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyi aspekt. — 2020. — T. 12, № 4 (50). — S.
21. 23. Хуторской А. В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос. — 2012. — № 2. — URL: <a href="http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm" target="_blank">http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm</a> (дата обращения: 27.10.2023).
22. Khutorskoi A. V. Model’ sistemno-deyatel’nostnogo obucheniya i samorealizatsii uchashchikhsya [Elektronnyi resurs] / A. V. Khutorskoi // Eidos. — 2012. — № 2. — URL: <a href="http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm" target="_blank">http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm</a> (data obrashcheniya: 27.10.2023).
23. 24. Chini J. J. Learning from avatars: Learning assistants practice physics pedagogy in a classroom simulator [Electronic resource] / J. J. Chini, C. L. Straub, K. H. Thomas // Physical Review Physics Education Research. — 2016. — No. 12 (1). — URL: <a href="https" target="_blank">https</a>
24. 25. SimSchool: an online dynamic simulator for enhancing teacher preparation / R. Christensen, G. Knezek, T. Tyler-Wood, D. Gibson // International Journal of Learning Technology. — 2011. — Vol. 6, No. 2. — P. 201–220.
25. 26. Gibson D. Assessing teaching skills with a mobile simulation / D. Gibson // Journal of Digital Learning in Teacher Education. — 2013. — Vol. 30 (1). — P. 4–10.
26. 1. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. — Москва : Наука, 1973. — 270 с.
27. Blauberg I. V. Stanovlenie i sushchnost’ sistemnogo podkhoda / I. V. Blauberg, E. G. Yudin. — Moskva : Nauka, 1973. — 270 s.
28. 2. Вайндорф-Сысоева М. Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения : автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / М. Е. Вайндорф-Сысоева. — Москва, 2019. — 461 с.
29. Vaindorf-Sysoeva M. E. Mnogourovnevaya podgotovka pedagogicheskikh kadrov k professional’noi deyatel’nosti v usloviyakh tsifrovogo obucheniya : avtoref. dis. … d-ra ped. nauk: 13.00.08 / M. E. Vaindorf-Sysoeva. — Moskva, 2019. — 461 s.
30. 3. Вачков И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде / И. В. Вачков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2014. — Т. 11, № 2. — С. 36–50. — EDN: TWHXMB
31. Vachkov I. V. Polisub'ektnoe vzaimodeistvie v obrazovatel’noi srede / I. V. Vachkov // Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. — 2014. — T. 11, № 2. — S. 36–50. — EDN: TWHXMB
32. 4. Венкова З. Л. Полисубъектный подход к организации образовательных инноваций: методологический и содержательный аспект [Электронный ресурс] / З. Л. Венкова // Пермский педагогический журнал. — 2021. — № 12. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/n/poli
33. Venkova Z. L. Polisub'ektnyi podkhod k organizatsii obrazovatel’nykh innovatsii: metodologicheskii i soderzhatel’nyi aspekt [Elektronnyi resurs] / Z. L. Venkova // Permskii pedagogicheskii zhurnal. — 2021. — № 12. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a>
34. 5. Внедрение образовательных технологий в цифровой сектор / П. Г. Рябчук, Н. В. Уварина, Д. Н. Корнеев, Ю. В. Лысенко // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2021. — Т. 10, № 1 (34). — С. 203–206. — DOI: 10.26140/anie-20211001-0048. — ED
35. Vnedrenie obrazovatel’nykh tekhnologii v tsifrovoi sektor / P. G. Ryabchuk, N. V. Uvarina, D. N. Korneev, Yu. V. Lysenko // Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie. — 2021. — T. 10, № 1 (34). — S. 203–206. — DOI: 10.26140/anie-2021-10010048.
36. 6. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — Москва : Смысл : Эксмо, 2003. — 1134 с.
37. Vygotskii L. S. Psikhologiya razvitiya cheloveka / L. S. Vygotskii. — Moskva : Smysl : Eksmo, 2003. — 1134 s.
38. 7. Галимуллина Э. З. Компонентный состав цифровой образовательной среды педагога / Э. З. Галимуллина // Современные проблемы науки и образования. — 2022. — № 4. — С. 69. — DOI: 10.17513/spno.31968. — EDN: TILUDW
39. Galimullina E. Z. Komponentnyi sostav tsifrovoi obrazovatel’noi sredy pedagoga / E. Z. Galimullina // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. — 2022. — № 4. — S. 69. — DOI: 10.17513/spno.31968. — EDN: TILUDW
40. 8. Денилханова Х. Я. Формирование профессиональных способностей в современном информационно-цифровом пространстве будущих бакалавров (профили «математика» и «информатика») : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Х. Я. Денилханова. — Москва, 2020. —
41. Denilkhanova Kh. Ya. Formirovanie professional’nykh sposobnostei v sovremennom informatsionno-tsifrovom prostranstve budushchikh bakalavrov (profili «matematika» i «informatika») : avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.08 / Kh. Ya. Denilkhanova. — Moskva
42. 9. Жданко Т. А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации / Т. А. Жданко // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. — 2012. — № 4. — С. 185–192. — EDN: PJRCNX
43. Zhdanko T. A. Sistemno-deyatel’nostnyi podkhod: sushchnostnaya kharakteristika i printsipy realizatsii / T. A. Zhdanko // Nauchno-pedagogicheskii zhurnal Vostochnoi Sibiri Magister Dixit. — 2012. — № 4. — S. 185–192. — EDN: PJRCNX
44. 10. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. — Москва : Педагогика, 1982.
45. Zagvyazinskii V. I. Metodologiya i metodika didakticheskogo issledovaniya / V. I. Zagvyazinskii. — Moskva : Pedagogika, 1982.
46. 11. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание : избр. ст. / М. С. Каган ; ЛГУ. — Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1991. — 383 с.
47. Kagan M. S. Sistemnyi podkhod i gumanitarnoe znanie : izbr. st. / M. S. Kagan ; LGU. — Leningrad : Izd-vo LGU, 1991. — 383 s.
48. 12. Кролевецкая Е. Н. Компетентностный и полисубъектный подходы как методологическая основа профессиональной подготовки будущего педагога [Электронный ресурс] / Е. Н. Кролевецкая // Academic research in educational sciences. — 2021. — № NUU Conference 1.
49. Krolevetskaya E. N. Kompetentnostnyi i polisub'ektnyi podkhody kak metodologicheskaya osnova professional’noi podgotovki budushchego pedagoga [Elektronnyi resurs] / E. N. Krolevetskaya // Academic research in educational sciences. — 2021. — № NUU Conferen

Остальные статьи