Дата публикации: 01.01.2024

Самостоятельная работа студентов педагогического вуза с печатными источниками: информационная культура

Аннотация

Статья посвящена самостоятельной работе студентов педагогического вуза. В ней затрагивается актуальная проблема организации самостоятельной работы студентов с печатными источниками, в том числе с нормативно-правовыми документами: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Семейным кодексом Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка. Уделено также внимание Примерной рабочей программе воспитания для общеобразовательных организаций с точки зрения целевых ориентиров в результатах воспитания на уровне начального общего и на уровне основного общего образования.




На современном этапе педагогическое сообщество ознакомлено со стратегическими задачами государственной политики России, отраженными в указах Президента Российской Федерации. Цель для сферы образования — сохранение и укрепление традиционных общечеловеческих ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению [9]. Принципы и задачи государственной политики отражены также и в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Федеральные государственные образовательные стандарты акцентируют внимание на таких направлениях воспитания, как гражданское, патриотическое, духовнонравственное, физическое, трудовое, экологическое, ценности научного познания. В связи с этим они нашли отражение в Примерной рабочей программе воспитания для общеобразовательных организаций [8].

Анализ отечественных исследований позволил выделить направления характеристики основных аспектов самостоятельной работы студентов педагогического вуза. Первое направление описывает основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. Оно отражено в трудах таких ученых, как В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис [1]. Второе направление раскрывает виды, формы, критерии оценки самостоятельной работы студентов. Ему посвящены исследования А. В. Меренкова, С. В. Куньщикова, Т. И. Гречухиной, А. В. Усачевой, И. Ю. Воротковой [12]. Представители третьего направления акцентируют внимание на методах и приемах работы с текстами научного стиля в образовании [16].

Проблема исследования состоит в определении основных этапов, средств, методов и форм работы.

Для формирования информационной культуры у студентов педагогического вуза в рамках самостоятельной работы с печатными источниками требуется выявить универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Методология исследования

Список литературы

1. Граф В. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов : учеб.-метод. пособие / В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. — Москва : Издво МГУ, 1981. — 79 с.
2. Заварзина Л. Э. «Сделать как можно более пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни»: к 200-летию К. Д. Ушинского / Л. Э. Заварзина // Педагогика. — 2023. — № 2. — С. 96–107.
3. Иванова Г. В. Делопроизводство как фактор формирования личности бакалавра педагогического направления в образовательном пространстве вуза / Г. В. Иванова, И. В. Климченко // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 2. — С.111–116.
4. Конвенция о правах ребенка. — Москва : Проспект, 2021. — 32 с.
5. Konventsiya o pravakh rebenka. — Moskva : Prospekt, 2021. — 32 s. 5. Конституция Российской Федерации с флагом, гербом и гимном. Новая редакция. С учетом образования в составе РФ новых субъектов. — Москва : АСТ, 2023. — 64 с.
6. Криворотова Э. В. Формирование информационной культуры младших школьников в процессе работы с текстом / Э. В. Криворотова, А. В. Голованова // Начальная школа. — 2019. — № 10. — С. 24–30.
7. Никулина Е. Н. Категории личности и природы человека в педагогической антропологии К. Д. Ушинского и свт. Феофана Затворника / Е. Н. Никулина // Педагогика. — 2011. — № 7. — С. 84–92.
8. Об актуализации примерной рабочей программы воспитания: Письмо Минпросвещения России от 18.07.2022 № АБ-1951/06 (с приложением «Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций») // Бюллетень нормативных правовых актов № 26 (8
9. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ В. В. Путина от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://kremlin.ru" target="_blank">http://kremlin.ru</a> (дата обращения: 27.07.2
10. Педагогика. В 2 т. Том 1. Общие основы педагогики. Теория обучения : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. М. И. Рожкова. — Москва : Юрайт, 2018. — 402 с.
11. Помелов В. Б. Детские годы К. Д. Ушинского (к 200-летию со дня рождения) / В. Б. Помелов // Педагогика. — 2023. — Т. 87, № 2. — С. 83–94.
12. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки : учеб.-метод. пособие / А. В. Меренков, С. В. Куньщиков, Т. И. Гречухина и др.; под общ. ред. Т. И. Гречухиной, А. В. Меренкова. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 80 с.
13. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 24.07.2023) [Электронный ресурс]. — URL: consultant.ru (дата обращения: 27.07.2023).
14. Словарь Л. С. Выготского / под ред. А. А. Леонтьева. — 3-е изд., стер. — Москва : Смысл, 2014. — 119 с.
15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — Москва : Проспект, 2015. — 160 с.
16. Шило Т. Б. Методы и приемы работы с текстами научного стиля в начальной школе / Т. Б. Шило // Начальная школа. — 2019. — № 10. — С. 30–36.

Остальные статьи