Дата публикации: 01.01.2024

Организация педагогической практики в русле деятельностного погружения

Аннотация

В статье авторы рассматривают процесс организации производственной (педагогической) практики студентов в рамках деятельностного подхода. Авторы подчеркивают, что содержание производственной (педагогической) практики должно быть построено в русле деятельностного погружения, с учетом возможности проектирования индивидуальных образовательных траекторий в ходе концентрической организации практики.




В современной школе, перед которой сегодня стоит широкий круг задач, востребован выпускник педагогических направлений подготовки, готовый с первых дней эффективно осуществлять свои профессиональные функции и имеющий первоначальный опыт практической деятельности. На решение указанной задачи направлен ФГОС высшего педагогического образования, согласно требованиям которого практика является неотъемлемой частью программы бакалавриата, а ее объем должен оставлять не менее 60 зачетных единиц. Выделение значительного числа зачетных единиц на практику нормативно обозначает ее важность для процесса подготовки будущего педагога.

Значимость практики также осознается научным миром, ей посвящена широкая полоса изысканий, среди которых работы Х. Х. Галимовой [3], О. В. Тумашевой [14], Н. В. Оконешниковой [8], Т. С. Мамонтовой, И. Ф. Кашлач, Е. В. Чепурненко [6] и др. Вопросы организации и содержания практики для будущих педагогов также достаточно широко освещаются в научной литературе. Так, например, А. Г. Скрябина [13], А. Г. Киямова [5], Т. В. Яковлева [19] исследуют роль практики в развитии профессиональных компетенций.

В свете новых задач, сформулированных государственной политикой в области образования, в работах целого ряда ученых рассматриваются различные аспекты организации педагогической практики и ее функции в профессиональном становлении будущих специалистов: в условиях дуального образования (Селюков Р. В. [12]), в контексте проектирования индивидуальных образовательных траекторий (Тумашева О. В. [14]), как средство развития профессиональной рефлексии (Эрнст Г. Г. [18]). Привлекает внимание работа Е. Б. Плаксиной, описывающая методику оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций [10].

В КГУ имени К. Э. Циолковского задания по производственной (педагогической) практике состоят из трех компонентов: педагогического, методического и психологического. Педагогический компонент заданий по практике представлен модульной структурой и направлен на освоение инвариантных и вариативных модулей программы воспитания, а также знакомство с Концепцией развития дополнительного образования [1, с. 17–26].

Особенно следует подчеркнуть, что педагогический блок заданий по производственной практике построен в русле деятельностного погружения, а также с учетом возможностей проектирования индивидуальных образовательных траекторий в ходе концентрической организации практики.

Список литературы

1. 11. Рыжов А. Н. Реализация деятельностного подхода в высшем педагогическом образовании в России (XVIII–XIX вв. ) / А. Н. Рыжов // Наука и школа. — 2022. — № 6. — С. 152–164. — DOI: 10.31862/1819-463X-2022-6-152-164
2. Ryzhov A. N. Realizatsiya deyatel’nostnogo podkhoda v vysshem pedagogicheskom obrazovanii v Rossii (XVIII–XIX vv. ) / A. N. Ryzhov // Nauka i shkola. — 2022. — № 6. — S. 152–164. — DOI: 10.31862/1819-463X-2022-6-152-164
3. 12. Селюков Р. В. Моделирование педагогической практики будущих учителей в условиях дуального образования / Р. В. Селюков // Современное педагогическое образование. — 2018. — № 4. — С. 153–157.
4. Selyukov R. V. Modelirovanie pedagogicheskoi praktiki budushchikh uchitelei v usloviyakh dual’nogo obrazovaniya / R. V. Selyukov // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. — 2018. — № 4. — S. 153–157.
5. 13. Скрябина А. Г. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей на практике / А. Г. Скрябина // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 7–4 (109). — С. 109–112. — DOI: 10.23670/IRJ.2021.109.7.128
6. Skryabina A. G. Formirovanie professional’nykh kompetentsii budushchikh uchitelei na praktike / A. G. Skryabina // Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel’skii zhurnal. — 2021. — № 7–4 (109). — S. 109–112. — DOI: 10.23670/IRJ.2021.109.7.128
7. 14. Тумашева О. В. Организация педагогической практики студентов на основе проектирования индивидуальных образовательных траекторий / О. В. Тумашева, О. В. Берсенева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьев
8. Tumasheva O. V. Organizatsiya pedagogicheskoi praktiki studentov na osnove proektirovaniya individual’nykh obrazovatel’nykh traektorii / O.V.Tumasheva, O.V.Berseneva // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf’
9. 15. Хохленкова Л. А. Реализация идей деятельностного подхода в высшей школе / Л.А. Хохленкова // Балтийский гуманитарный журнал. — 2021. — №2 (35). — С. 191–193.
10. Khokhlenkova L. A. Realizatsiya idei deyatel’nostnogo podkhoda v vysshei shkole / L. A. Khokhlenkova // Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal. — 2021. — № 2 (35). — S. 191–193.
11. 16. Хуторской А. В. Метод «погружения» в обучении [Электронный ресурс] Версия 1.0. / А. В. Хуторской. — Москва : Центр дистанционного образования «Эйдос», 2006.
12. Khutorskoi A. V. Metod «pogruzheniya» v obuchenii [Elektronnyi resurs] Versiya 1.0. / A. V. Khutorskoi. — Moskva : Tsentr distantsionnogo obrazovaniya «Eidos», 2006.
13. 17. Хуторской А. В. Школа М. П. Щетинина [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Вестник Института образования человека. — 2014. — № 2. — С. 16. — URL: <a href="http://eidosinstitute.ru/journal/2014/200" target="_blank">http://eidosinstitute.ru/journal/2014/200</a> (дата обращения: 22.09.2023).
14. Khutorskoi A. V. Shkola M. P. Shchetinina [Elektronnyi resurs] / A. V. Khutorskoi // Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka. — 2014. — №2. — S. 16. — URL: <a href="http://eidosinstitute." target="_blank">http://eidosinstitute.</a> ru/journal/2014/200 (data obrashcheniya: 22.09.2023).
15. 18. Эрнст Г. Г. Особенности развития профессиональной рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики / Г. Г. Эрнст // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № 4. — С. 62–69.
16. Ernst G. G. Osobennosti razvitiya professional’noi refleksii budushchego uchitelya v protsesse prokhozhdeniya pedagogicheskoi praktiki / G. G. Ernst // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». — 2016. — № 4. — S. 62–69.
17. 19. Яковлева Т. В. Педагогическая практика будущих учителей как средство формирования профессиональных компетенций в отечественной и зарубежной системах образования / Т. В. Яковлева // Современные проблемы в образовании: теория и практика : сб. статей Все
18. Yakovleva T. V. Pedagogicheskaya praktika budushchikh uchitelei kak sredstvo formirovaniya professional’nykh kompetentsii v otechestvennoi i zarubezhnoi sistemakh obrazovaniya / T. V. Yakovleva // Sovremennye problemy v obrazovanii: teoriya i praktika : s
19. 20. Smith K. Partnerships in Teacher Education — Going Beyond the Rhetoric, with Reference to the Norwegian Context / K. Smith // CEPS Journal. — 2016. — Vol. 6, No. 3. — P. 17–36.
20. 1. Алёхин И. А. Развитие волонтерского движения студенческой молодежи как основа формирования их гражданской позиции / И. А. Алёхин, Т. Н. Герасимова, Е. В. Гусакова // Мир образования — образование в мире. — 2020. — № 4 (80). — С. 17–26. — DOI: 10.51944/
21. Alekhin I. A. Razvitie volonterskogo dvizheniya studencheskoi molodezhi kak osnova formirovaniya ikh grazhdanskoi pozitsii / I. A. Alekhin, T. N. Gerasimova, E. V. Gusakova // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2020. — № 4 (80). — S. 17–26. — DOI: 1
22. 2. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т. Т. 1 / П. П. Блонский. — Москва, 1981.
23. Blonskii P. P. Izbrannye pedagogicheskie i psikhologicheskie sochineniya : v 2 t. T. 1 / P. P. Blonskii. — Moskva, 1981.
24. 3. Галимова Х. Х. Практика как важный компонент системы подготовки будущего учителя / Х. Х. Галимова, З. Р. Киреева // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 2. — С. 103–108. — DOI: 10.26170/po16-02-14
25. Galimova Kh. Kh. Praktika kak vazhnyi komponent sistemy podgotovki budushchego uchitelya / Kh. Kh. Galimova, Z. R. Kireeva // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2016. — № 2. — S. 103–108. — DOI: 10.26170/po16-02-14
26. 4. Гриншкун В. В. Иерархическая структура алгоритмов построения индивидуальных образовательных траекторий / В. В. Гриншкун, А. А. Заславский // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. — 2021. — № 4 (58). — С. 15–20. — DOI: 10.25688/
27. Grinshkun V. V. Ierarkhicheskaya struktura algoritmov postroeniya individual’nykh obrazovatel’nykh traektorii / V. V. Grinshkun, A. A. Zaslavskii // Vestnik MGPU. Seriya: Informatika i informatizatsiya obrazovaniya. — 2021. — № 4 (58). — S. 15–20. — DOI:
28. 5. Киямова А. Г. Педагогическая практика как условие формирования профессиональных компетенций будущего учителя / А. Г. Киямова, Р. С. Зарипова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2017. — Т. 8, № 4–2. — С. 123–12
29. Kiyamova A. G. Pedagogicheskaya praktika kak uslovie formirovaniya professional’nykh kompetentsii budushchego uchitelya / A. G. Kiyamova, R. S. Zaripova // Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhurnal). — 2017. — T. 8, № 4–
30. 6. Мамонтова Т. С. Роль педагогической практики в профессиональном становлении будущего учителя / Т. С. Мамонтова, И. Ф. Кашлач, Е. В. Чепурненко // Научный диалог. — 2016. — № 4 (52). — С. 370–383.
31. Mamontova T. S. Rol’ pedagogicheskoi praktiki v professional’nom stanovlenii budushchego uchitelya / T. S. Mamontova, I. F. Kashlach, E. V. Chepurnenko // Nauchnyi dialog. — 2016. — № 4 (52). — S. 370–383.
32. 7. Марголис А. А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры / А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. — 2015. — Т. 20, № 5. — С. 45–64. — DOI: 10.17759/pse.2015200505
33. Margolis A. A. Modeli podgotovki pedagogov v ramkakh programm prikladnogo bakalavriata i pedagogicheskoi magistratury / A. A. Margolis // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2015. — T. 20, № 5. — S. 45–64. — DOI: 10.17759/pse.2015200505
34. 8. Оконешникова Н. В. Организация педагогической практики студентов на основе деятельностного подхода / Н. В. Оконешникова, Е. П. Егорова // Лучшая научная статья 2016 : сб. статей победителей IV Междунар. науч.-практ. конкурса (Пенза, 30 ноября 2016 г.).
35. Okoneshnikova N. V. Organizatsiya pedagogicheskoi praktiki studentov na osnove deyatel’nostnogo podkhoda / N. V. Okoneshnikova, E. P. Egorova // Luchshaya nauchnaya stat’ya 2016 : sb. statei pobeditelei IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konkursa (Penza, 30 noya
36. 9. Петренко А. А. Управление образовательным процессом в вузе в контексте деятельностного подхода / А. А. Петренко // Тенденции развития науки и образования. — 2021. — № 75–4. — С. 118–121. — DOI: 10.18411/lj-07-2021-146
37. Petrenko A. A. Upravlenie obrazovatel’nym protsessom v vuze v kontekste deyatel’nostnogo podkhoda / A. A. Petrenko // Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya. — 2021. — № 75–4. — S. 118–121. — DOI: 10.18411/lj-07-2021-146
38. 10. Плаксина Е. Б. Методика оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций у обучающихся на уровне бакалавриата в процессе практики / Е. Б. Плаксина // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 2. — С. 91–96. — DOI: 10.26170/po18-0
39. Plaksina E. B. Metodika otsenivaniya urovnya sformirovannosti professional’nykh kompetentsii u obuchayushchikhsya na urovne bakalavriata v protsesse praktiki / E. B. Plaksina // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii.— 2018.— №2.— S. 91–96.— DOI: 10.26170/p

Остальные статьи