Дата публикации: 01.01.2024

Организация педагогической практики в русле деятельностного погружения

Аннотация

В статье авторы рассматривают процесс организации производственной (педагогической) практики студентов в рамках деятельностного подхода. Авторы подчеркивают, что содержание производственной (педагогической) практики должно быть построено в русле деятельностного погружения, с учетом возможности проектирования индивидуальных образовательных траекторий в ходе концентрической организации практики.




В современной школе, перед которой сегодня стоит широкий круг задач, востребован выпускник педагогических направлений подготовки, готовый с первых дней эффективно осуществлять свои профессиональные функции и имеющий первоначальный опыт практической деятельности. На решение указанной задачи направлен ФГОС высшего педагогического образования, согласно требованиям которого практика является неотъемлемой частью программы бакалавриата, а ее объем должен оставлять не менее 60 зачетных единиц. Выделение значительного числа зачетных единиц на практику нормативно обозначает ее важность для процесса подготовки будущего педагога.

Значимость практики также осознается научным миром, ей посвящена широкая полоса изысканий, среди которых работы Х. Х. Галимовой [3], О. В. Тумашевой [14], Н. В. Оконешниковой [8], Т. С. Мамонтовой, И. Ф. Кашлач, Е. В. Чепурненко [6] и др. Вопросы организации и содержания практики для будущих педагогов также достаточно широко освещаются в научной литературе. Так, например, А. Г. Скрябина [13], А. Г. Киямова [5], Т. В. Яковлева [19] исследуют роль практики в развитии профессиональных компетенций.

В свете новых задач, сформулированных государственной политикой в области образования, в работах целого ряда ученых рассматриваются различные аспекты организации педагогической практики и ее функции в профессиональном становлении будущих специалистов: в условиях дуального образования (Селюков Р. В. [12]), в контексте проектирования индивидуальных образовательных траекторий (Тумашева О. В. [14]), как средство развития профессиональной рефлексии (Эрнст Г. Г. [18]). Привлекает внимание работа Е. Б. Плаксиной, описывающая методику оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций [10].

В КГУ имени К. Э. Циолковского задания по производственной (педагогической) практике состоят из трех компонентов: педагогического, методического и психологического. Педагогический компонент заданий по практике представлен модульной структурой и направлен на освоение инвариантных и вариативных модулей программы воспитания, а также знакомство с Концепцией развития дополнительного образования [1, с. 17–26].

Особенно следует подчеркнуть, что педагогический блок заданий по производственной практике построен в русле деятельностного погружения, а также с учетом возможностей проектирования индивидуальных образовательных траекторий в ходе концентрической организации практики.

Список литературы

1. Рыжов А. Н. Реализация деятельностного подхода в высшем педагогическом образовании в России (XVIII–XIX вв. ) / А. Н. Рыжов // Наука и школа. — 2022. — № 6. — С. 152–164. — DOI: 10.31862/1819-463X-2022-6-152-164
2. Smith K. Partnerships in Teacher Education — Going Beyond the Rhetoric, with Reference to the Norwegian Context / K. Smith // CEPS Journal. — 2016. — Vol. 6, No. 3. — P. 17–36.
3. Яковлева Т. В. Педагогическая практика будущих учителей как средство формирования профессиональных компетенций в отечественной и зарубежной системах образования / Т. В. Яковлева // Современные проблемы в образовании: теория и практика : сб. статей Все
4. Эрнст Г. Г. Особенности развития профессиональной рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики / Г. Г. Эрнст // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № 4. — С. 62–69.
5. Хуторской А. В. Школа М. П. Щетинина [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Вестник Института образования человека. — 2014. — № 2. — С. 16. — URL: <a href="http://eidosinstitute.ru/journal/2014/200" target="_blank">http://eidosinstitute.ru/journal/2014/200</a> (дата обращения: 22.09.2023).
6. Хуторской А. В. Метод «погружения» в обучении [Электронный ресурс] Версия 1.0. / А. В. Хуторской. — Москва : Центр дистанционного образования «Эйдос», 2006.
7. Хохленкова Л. А. Реализация идей деятельностного подхода в высшей школе / Л.А. Хохленкова // Балтийский гуманитарный журнал. — 2021. — №2 (35). — С. 191–193.
8. Тумашева О. В. Организация педагогической практики студентов на основе проектирования индивидуальных образовательных траекторий / О. В. Тумашева, О. В. Берсенева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьев
9. Скрябина А. Г. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей на практике / А. Г. Скрябина // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 7–4 (109). — С. 109–112. — DOI: 10.23670/IRJ.2021.109.7.128
10. Селюков Р. В. Моделирование педагогической практики будущих учителей в условиях дуального образования / Р. В. Селюков // Современное педагогическое образование. — 2018. — № 4. — С. 153–157.
11. Алёхин И. А. Развитие волонтерского движения студенческой молодежи как основа формирования их гражданской позиции / И. А. Алёхин, Т. Н. Герасимова, Е. В. Гусакова // Мир образования — образование в мире. — 2020. — № 4 (80). — С. 17–26. — DOI: 10.51944/
12. Плаксина Е. Б. Методика оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций у обучающихся на уровне бакалавриата в процессе практики / Е. Б. Плаксина // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 2. — С. 91–96. — DOI: 10.26170/po18-0
13. Петренко А. А. Управление образовательным процессом в вузе в контексте деятельностного подхода / А. А. Петренко // Тенденции развития науки и образования. — 2021. — № 75–4. — С. 118–121. — DOI: 10.18411/lj-07-2021-146
14. Оконешникова Н. В. Организация педагогической практики студентов на основе деятельностного подхода / Н. В. Оконешникова, Е. П. Егорова // Лучшая научная статья 2016 : сб. статей победителей IV Междунар. науч.-практ. конкурса (Пенза, 30 ноября 2016 г.).
15. Марголис А. А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры / А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. — 2015. — Т. 20, № 5. — С. 45–64. — DOI: 10.17759/pse.2015200505
16. Мамонтова Т. С. Роль педагогической практики в профессиональном становлении будущего учителя / Т. С. Мамонтова, И. Ф. Кашлач, Е. В. Чепурненко // Научный диалог. — 2016. — № 4 (52). — С. 370–383.
17. Киямова А. Г. Педагогическая практика как условие формирования профессиональных компетенций будущего учителя / А. Г. Киямова, Р. С. Зарипова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2017. — Т. 8, № 4–2. — С. 123–12
18. Гриншкун В. В. Иерархическая структура алгоритмов построения индивидуальных образовательных траекторий / В. В. Гриншкун, А. А. Заславский // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. — 2021. — № 4 (58). — С. 15–20. — DOI: 10.25688/
19. Галимова Х. Х. Практика как важный компонент системы подготовки будущего учителя / Х. Х. Галимова, З. Р. Киреева // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 2. — С. 103–108. — DOI: 10.26170/po16-02-14
20. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т. Т. 1 / П. П. Блонский. — Москва, 1981.

Остальные статьи