Совершенствование педагогического потенциала игровых технологий в высшей военной школе
Аннотация
Статья посвящена анализу педагогического потенциала современных игровых технологий обучения в высшей военной школе. Проведен анализ основных подходов к проблеме в отечественных и зарубежных исследованиях. Рассмотрена роль проблемнодеятельностного обучения как концепции, снимающей противопоставление традиционных и инновационных технологий обучения в высшей военной школе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 01/2024 |
Страницы | 156-165 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738536_2024_1_156 |
В связи с изменяющимися в современном мире требованиями к результатам образования в условиях ускорения процесса устаревания знаний, исчезновения целого ряда привычных для многих профессий и возникновением новых педагогическое сообщество обязано находиться в непрерывном поиске адекватных средств для приведения образовательного процесса и его результата в соответствие с императивами новой реальности. Эти требования еще жестче проявляются в отношении высшей военной школы, где вопросы повышения качества подготовки военных специалистов становятся актуальными для военных профессионалов применительно к условиям осуществляемой специальной военной операции.
Одним из возможных направлений представляется грамотная трансформация образовательного процесса, которая должна отразиться в зримом изменении результата. Педагогами ведется дискуссия о наиболее соответствующих современным реалиям методах, технологиях и подходах. Звучат и довольно радикальные высказывания о том, что новые педагогические технологии якобы «отрицают традиционную дидактику» и в большей степени соответствуют требованиям современности [15, с. 245].
С нашей точки зрения противопоставление методов активного и неактивного обучения, традиционных и инновационных дидактических технологий непродуктивно. Генезис педагогических концепций и технологий природосообразен. Они взаимосодействуют и соответствуют логике развития обучающегося и дидактической логике развития процесса обучения. Это в полной мере относится к игровым дидактическим технологиям, которые также подвержены перманентной эволюции.
Следует отметить, что игра с давних времен является неотъемлемой частью культуры человечества и сопровождает личность на всем протяжении ее развития. Так, например, Й. Хёйзинга обращал внимание на тот факт, что «человеческая культура возникает и разворачивается в игре, как игра» [14, с. 19].
Игра — оптимальный способ активизации природного потенциала обучающихся и его актуализации в процессе обучения. Природосообразный характер педагогической игры максимально активирует различные виды мотивации обучающихся, способствует существенному повышению эффективности деятельности обучающихся и их командообразованию, преодолению прежних фобий и естественному саморазвитию ими универсальных личностных качеств.