Дата публикации: 01.01.2024

Совершенствование педагогического потенциала игровых технологий в высшей военной школе

Аннотация

Статья посвящена анализу педагогического потенциала современных игровых технологий обучения в высшей военной школе. Проведен анализ основных подходов к проблеме в отечественных и зарубежных исследованиях. Рассмотрена роль проблемнодеятельностного обучения как концепции, снимающей противопоставление традиционных и инновационных технологий обучения в высшей военной школе.




В связи с изменяющимися в современном мире требованиями к результатам образования в условиях ускорения процесса устаревания знаний, исчезновения целого ряда привычных для многих профессий и возникновением новых педагогическое сообщество обязано находиться в непрерывном поиске адекватных средств для приведения образовательного процесса и его результата в соответствие с императивами новой реальности. Эти требования еще жестче проявляются в отношении высшей военной школы, где вопросы повышения качества подготовки военных специалистов  становятся актуальными для военных профессионалов применительно к условиям осуществляемой специальной военной операции.

Одним из возможных направлений представляется грамотная трансформация образовательного процесса, которая должна отразиться в зримом изменении результата. Педагогами ведется дискуссия о наиболее соответствующих современным реалиям методах, технологиях и подходах. Звучат и довольно радикальные высказывания о том, что новые педагогические технологии якобы «отрицают традиционную дидактику» и в большей степени соответствуют требованиям современности [15, с. 245].

С нашей точки зрения противопоставление методов активного и неактивного обучения, традиционных и инновационных дидактических технологий непродуктивно. Генезис педагогических концепций и технологий природосообразен. Они взаимосодействуют и соответствуют логике развития обучающегося и дидактической логике развития процесса обучения. Это в полной мере относится к игровым дидактическим технологиям, которые также подвержены перманентной эволюции.

Следует отметить, что игра с давних времен является неотъемлемой частью культуры человечества и сопровождает личность на всем протяжении ее развития. Так, например, Й. Хёйзинга обращал внимание на тот факт, что «человеческая культура возникает и разворачивается в игре, как игра» [14, с. 19].

Игра — оптимальный способ активизации природного потенциала обучающихся и его актуализации в процессе обучения. Природосообразный характер педагогической игры максимально активирует различные виды мотивации обучающихся, способствует существенному повышению эффективности деятельности обучающихся и их командообразованию, преодолению прежних фобий и естественному саморазвитию ими универсальных личностных качеств.

Список литературы

1. Гуляев В. Н. Концептуальные и технологические подходы к проектированию и реализации электронных образовательных ресурсов в высшей военной школе / В. Н. Гуляев, Д. Н. Пронин // Мир науки. — 2018. — Т. 6, № 5. — С. 16–23.
2. Reiners T. Gamification in Education and Business / T. Reiners, L. C. Wood. — Switzerland : Springer International Publishing, 2015. — 710 p.
3. Patino M. Active learning and education 4.0 for complex thinking training: analyses of two case studies in open education / M. Patino, M. S. Ramirez-Montoya, M. BuenestadoFernandez // Smart Learning Environments. — 2023.
4. King N. Serious games guide: everything you need to know in 2021 / N. King // Chaostheorygames [website]. — 2021. — URL: www.chaostheorygames.com/blog/serious-gamesguide-everything-you-need-to-know-in-2021 (date of the application: 12.08.2023).
5. Bootstrapping serious games to asses learning through analytics / M. Freire, A. CalvoMorata, I. Martinez-Ortiz, B. Fernandez-Manjon // 2023 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON).
6. Шахматова Е. В. Педагогический потенциал игровых образовательных технологий в процессе обучения студентов гуманитарных вузов основам делового общения / Е. В. Шахматова // Амурский научный вестник. — 2008. — № 1. — С. 244–253.
7. Хёйзинга Й. Человек играющий: опыт определения игрового элемента культуры / Й. Хейзинга ; сост., предисл. и пер. Д. В. Сильвестрова ; коммент., указ. Д. Э. Харитоновича. — Санкт-Петербург : Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. — 416 с.
8. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. Т. 1 / Г. К. Селевко. — Москва : Народное образование, 2005. — 556 с.
9. Емельянова Т. В. Игровые технологии в образовании : электронное учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / Т. В. Емельянова, Г. А. Медяник. — Тольятти : Изд-во ТГУ, 2015. — URL: <a href="https://search.rsl.ru/ru/record/01008573789?ysclid=lsvon1x8" target="_blank">https://search.rsl.ru/ru/record/01008573789?ysclid=lsvon1x8</a> ov149881502
10. Давыдов Н. А. Проектирование педагогических технологий на основе современных теорий и концепций обучения / Н. А. Давыдов, В. Н. Гуляев, Д. В. Шутько // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 4 (88). — С. 63–73.
11. Азаров Ю. П. Игра и труд / Ю. П. Азаров. — Москва : Знание, 1973. — 93 с.
12. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62–68.
13. Воронин Д. В. Оптимизация технологических подходов в обучении курсантов военных вузов : автореф. дис. … канд. пед. наук / Д. В. Воронин. — Москва, 2014. — 24 с.
14. Борзенков В. Л. Педагогическая игротехника. Методология. Теория. Практика : монография / В. Л. Борзенков ; М-во сел. хоз-ва и продовольствия Рос. Федерации. Рос. акад. менеджмента и агробизнеса. — Москва : Рос. акад. менеджмента и агробизнеса, 2000. —
15. Большая советская энциклопедия // Академик: [сайт]. — 2023. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> dic.academic.ru/dic.nsf/bse/168433 (дата обращения: 12.10.2023).
16. Божинская Т. Л. Педагогический потенциал российской региональной культуры в контексте социально-философских исследований / Т. Л. Божинская // Теория и практика общественного развития. — 2010. — № 2. — С. 90.
17. Алёхин И. А. Педагогическая технология современной подготовки специалистов в военных вузах России / И. А. Алёхин, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 1–2 (54). — С. 135–146.
18. Алёхин И. А. Внедрение учебных информационно-дидактических систем в образовательную деятельность высших учебных заведений / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 3 (55). — С. 119–129.
19. Алёхин И. А. Интеграция классического и инновационного как фактор развития отечественных дидактических теорий / И. А. Алёхин // Мир образования — образование в мире. — 2023. — № 3 (91). — С. 7–16.

Остальные статьи