Дата публикации: 01.01.2024

О целесообразности применения текстов художественной литературы на занятиях по иностранному языку в качестве инструмента развития критического мышления студентов (по направлению подготовки «Техносферная безопасность»)

Аннотация

Раскрыта актуальность развития навыков критического мышления у студентов направления подготовки «Техносферная безопасность». Приводятся трудовые обязанности профессий по данному направлению, рассматриваются нормативно-правовые документы, обеспечивающие подготовку по данному направлению в рамках образовательной деятельности высшего учебного заведения. Обозначена роль дисциплины «Иностранный язык» в формировании необходимых компетенций, обоснована целесообразность использования художественной литературы в качестве средства развития навыков критического мышления.




Чем выше уровень развития цивилизации, тем сложнее технологии, которые использует человек в повседневной жизни. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера была, есть и будет одной из важнейших задач государства. Ее решение требует соответствующей подготовки высококвалифицированных кадров, что обусловливает актуальность реализации программы по специальности 20.03.01 «Техносферная безопасность».

Выпускники этой специальности, так же как и все современные молодые специалисты, должны обладать развитыми навыками критического мышления. Это является одним из требований работодателей к будущим выпускникам [3]. Другой необходимой компетенцией конкурентоспособного человека является способность и готовность использовать иностранный язык в целях активного участия в необратимом процессе мировой глобализации, свободно общаться на иностранном языке как в бытовой, так и в профессиональной сферах коммуникации. Владение иностранным языком, таким образом, является ценностью само по себе. Мы же видим в нем потенциал служить также и инструментом развития критического мышления.

Актуальность развития навыков критического мышления объясняется современными требованиями к выпускникам будущего [10]. Стремительное развитие цифровых технологий, немыслимый объем данных, который человек должен уметь обработать, высокий темп жизни, постоянные изменения во всех ее сферах, глобальная ситуация неопределенности обусловливают необходимость в развитии навыков критического мышления, которые позволят непрерывно обучаться, адаптироваться к изменениям, избегать предвзятости и быть готовым защищать свою точку зрения.

На этом этапе представляется необходимым раскрыть наше понимание понятия критического мышления. На наш взгляд, критическое мышление предполагает прежде всего скептическое, недоверчивое отношение к любой новой информации из любого источника. Эта идея не нова. Мысль о том, что надо все подвергать сомнению, упоминается еще в XVII веке в древнем труде — трактате французского философа Рене Декарта о базовых принципах философии. Однако он считал, и это то, с чем мы не согласны, что действие принципа сомнения осуществляется только при познании истины и неприменимо в быту. Мы же убеждены, что этот принцип жизнеспособен и в жизненной практике. Современный мир можно охарактеризовать как сложный, быстро меняющийся, ускоряющийся, противоречивый, неоднозначный. Именно в нем необходимым щитом безопасности является личностная мыслительная установка «это не так». Мысль «это не так», по нашему мнению, должна быть первой реакцией на любую информацию, поступающую извне как от других людей, так и от технических устройств, гаджетов, электрон ных устройств, искусственного интеллекта и т. п., которые сейчас используются повсеместно и ежеминутно. Чем обусловлено недоверие к информации, переданной другим человеком? В первую очередь человеческой природой. Являясь высшим существом, несущим в себе высокие моральные качества, человек, к сожалению, руководствуясь своими субъективными интересами, может осознанно проявить низкие качества, такие как, например, лживость, лукавство, замалчивание, обман. Не говоря уже о том, что человек может просто ошибаться и распространять информацию, не соответствующую действительности. В свою очередь, предвзятое, недоверчивое, критичное отношение к технике, гаджетам, электронным устройствам, приложениям, системам навигации с искусственным интеллектом базируется на том факте, что их контент закладывается разработчиком. Мало систем, которые могут мгновенно, в режиме реального времени, менять информацию. Так, слепое доверие навигационному оборудованию автомобиля, прокладывающему маршрут по незнакомой местности, может стоить жизни. Тому можно найти множество примеров в новостных сводках. Таким образом, развивать критическое мышление как способность подвергать сомнению суть важнейший навык современности, и одной из сфер, которая нацелена на это, является юриспруденция.

Цель данной работы — обосновать возможности использования определенных произведений художественной литературы в качестве средства развития критического мышления, опираясь на сходство требований, предъявляемых к представителям юридической профессии (в художественных произведениях) и к специалистам в области техносферной безопасности.

Список литературы

1. Гарднер Э. С. Избранные сочинения : перевод / Э. С. Гарднер ; сост. В. Г. Ражников, С. Я. Сокол ; авт. вступ. ст. Д. К. Хачатурян. — Бишкек, 1991.
2. Клустер Д. Что такое критическое мышление? [Электронный ресурс] / Д. Клустер // Русский язык. — 2002. — № 29. — URL: <a href="http://rus.1september.ru/article." target="_blank">http://rus.1september.ru/article.</a> php?ID=200202902 (дата обращения: 12.06.2019).
3. Михайлова Ю. В. Выпускник вуза: потребности и вызовы рынка труда [Электронный ресурс] / Ю. В. Михайлова // Психология, социология и педагогика. — 2015. — № 7. — URL: <a href="http://psychology.snauka.ru/2015/07/5359" target="_blank">http://psychology.snauka.ru/2015/07/5359</a> (дата обращения: 01.10.2018).
4. Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области охраны труда” : Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2021 г. № 274н [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://docs.cntd.ru/document/" target="_blank">https://docs.cntd.ru/document/</a> 603666664?marker
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата) : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 246 от 21 м
6. Основная образовательная программа высшего образования направления подготовки бакалавров 20.03.01 «Техносферная безопасность» Омского государственного технического университета. — Омск, 2016.
7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко по направлению подготовки бакалавров 20.03.01 «Техносферная безопасность». — Тирасполь, 2015.
8. Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык» по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» / Казанский национальный технический университет им. А. Н. Туполева. — Казань, 2016.
9. Юрист : профессиональный стандарт от 5 сентября 2016 г. // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> www.zspp.ru/images/downloads/prof-standart-05._09.16.pdf (дата обращения: 10.06.2019).
10. 4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://ioe.hse.ru/monitoring/4k" target="_blank">https://ioe.hse.ru/monitoring/4k</a> (дата обращения: 10.06.2019).

Остальные статьи