Дата публикации: 01.01.2024

Мультимодальное игровое моделирование как инструмент формирования и развития универсальных компетенций

Аннотация

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных по государственному заданию ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» в рамках бюджетного финансирования. В статье показано, как посредством субъектогенетического подхода к организации различных видов психолого-педагогической практики, с помощью каких приемов и методов можно использовать различные варианты мультимодального игрового моделирования для формирования и развития таких универсальных компетенций обучающихся, как способность к самоорганизации и саморазвитию, готовность к преодолению жизненных трудностей и к успешному противостоянию различным видам стресса.




Введение

Стремительные перемены, которые стали своеобразной нормой современной цивилизации, делают все более и более значимой задачу эффективного формирования у новых поколений того, что в действующих образовательных стандартах принято называть универсальными компетенциями. Актуальность этой задачи усугубляет еще и ужесточение нападок на Россию, усиление информационного давления на нашу молодежь, которое уже давно приобрело деструктивный характер и в разных формах осуществляется даже в процессе реформирования отечественного образования. Не случайно ряд исследователей анализируют последствия некоторых педагогических инноваций именно в контексте их влияния на национальную безопасность [2]. И также не случайно предпринимаются разноплановые попытки определения новых подходов к организации всей системы образования [1; 3–5; 7; 8].

В связи с этим уточняются особенности ценностно-целевой ориентации наших обучающихся, построение ими и воплощение в жизнь вариантов будущего, которое обеспечивает развитие личности, создает человеку условия для самореализации себя в качестве полноценных субъектов культурно-исторического развития [9]. Для этого в качестве средств формирования и развития компетенций, которые не только нужны сейчас, но и могут стать важнейшим фактором успеха в ближайшем будущем, активно используются различные формы волонтерской деятельности, элементы музейной педагогики, обращение к специализированным онлайн-ресурсам как средствам патриотической самоидентификации молодежи, органичной увязки ею персональных жизненных планов с процветанием своей родины [6; 11]. С той же целью в арсенал средств для формирования способности оценивать происходящее и находить нетривиальные решения возникающих проблем включаются инновационные технологии генерации новых идей [11; 12]. Группе одной из таких инновационных технологий — ее сути, практике применения, выявленным способам оптимального использования в условиях традиционного вузовского образования — и посвящена данная работа.

Цели и задачи исследования

Проведенное исследование было ориентировано на создание таких сценариев различных видов мультимодального игрового моделирования, которые способствуют формированию универсальных компетенций, входящих в состав современных образовательных стандартов. Достижение этой цели также предполагало определение оптимального баланса различных видов мультимодального моделирования в расчете на их использование в ходе аудиторных (контактных) практических занятий из образовательных модулей, направленных на такие универсальные компетенции, как способность обучающегося выстраивать для себя траекторию персонального саморазвития в сочетании с готовностью к конструктивному социальному взаимодействию. 

Список литературы

1. 12. The use of cardiometry in development of self-control skills by means of game sand modeling / V. A. Zernov, E. V. Lobanova, E. V. Likhacheva et al. // Cardiometry. — 2022. — No. 22. — P. 95–99.
2. 11. Cardiometric assessment of the subjective significance of personal strategicgoals as components of the image of the desired future / E. V. Brodovskaya, A. Y. Dombrovskaya, V. A. Zernov et al. // Cardiometry. — 2022. — No. 24. — P. 159–164.
3. Sajko E . V. Vospitanie kak process formirovaniya sub``ekta kul`turno-istoricheskogo razvitiya / E`. V. Sajko // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. — 2022. — № 2. — S. 3–7.
4. 10. Сайко Э. В. Воспитание как процесс формирования субъекта культурно-исторического развития / Э. В. Сайко // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 2. — С. 3–7.
5. Rozin V. M. Obshhestvo nuzhdaetsya v novom civilizacionnom proekte obrazovaniya / V. M. Rozin // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. — 2022. — № 3. — S. 5–16.
6. 9. Розин В. М. Общество нуждается в новом цивилизационном проекте образования / В. М. Розин // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 3. — С. 5–16.
7. Ognev A. S. Navigaciya: zhiznennaya, obrazovatel`naya, professional`naya : ucheb.— metod. posobie / A. S. Ognev, S. E. Dovby`sh, E. B. Kolosova. — Moskva : MPGU, 2018. — 126 s.
8. 8. Огнев А. С. Навигация: жизненная, образовательная, профессиональная : учеб.метод. пособие / А. С. Огнев, С. Е. Довбыш, Е. Б. Колосова. — Москва : МПГУ, 2018. — 126 с.
9. Nikiforova T. I. Model` raspredelennogo obrazovaniya: vozmozhnosti i erspektivy` / T. I. Nikiforova // Obshhestvo: sociologiya,
10. 7. Никифорова Т. И. Модель распределенного образования: возможности и перспективы / Т. И. Никифорова // Общество: социология, психология, педагогика. — 2022. — № 12 (104). — С. 304–307.
11. Mironenko E. S. Kompetentsii XXI veka vs obrazovanie XXI veka / E. S. Mironenko // Voprosy territorial’nogo razvitiya. — 2019. — Vyp. 2 (47). — S. 3–15.
12. 6. Мироненко Е. С. Компетенции XXI века vs образование XXI века / Е. С. Мироненко // Вопросы территориального развития. — 2019. — Вып. 2 (47). — С. 3–15.
13. Gagarin A. V. Vospitanie v akademicheskoj srede: integraciya tradicij i innovacij / A. V. Gagarin, F. R. Grigoryan, N. V. Solov`eva. — Moskva : RUSAJNS, 2022. — 248 s.
14. 5. Гагарин А. В. Воспитание в академической среде: интеграция традиций и инноваций / А. В. Гагарин, Ф. Р. Григорян, Н. В. Соловьева. — Москва : РУСАЙНС, 2022. — 248 с.
15. Bondy`reva S. K. Obshhenie v prostranstve vuza, ego smy`sl i znachenie v razvitii budushhego professionala, grazhdanina, cheloveka / S. K. Bondy`reva // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. — 2022. — № 1. — S. 142–146.
16. 4. Бондырева С. К. Общение в пространстве вуза, его смысл и значение в развитии будущего профессионала, гражданина, человека / С. К. Бондырева // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 1. — С. 142–146.
17. Bogoudinova R. Z. Professional’naya podgotovka spetsialistov k novym tekhnologicheskim usloviyam / R. Z. Bogoudinova, U. A. Kazakova // Biznes. Obrazovanie. Pravo. — 2022. — № 4 (61). — S. 371–375.
18. 3. Богоудинова Р. З. Профессиональная подготовка специалистов к новым технологическим условиям / Р. З. Богоудинова, У. А. Казакова // Бизнес. Образование. Право. — 2022. — № 4 (61). — С. 371–375.
19. Aronov A. A. Bolonskii protsess v kontekste problem natsional’noi bezopasnosti Rossii / A. A. Aronov, I. A. Alekhin // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2022. — № 2 (86). — S. 9–15.
20. 2. Аронов А. А. Болонский процесс в контексте проблем национальной безопасности России / А. А. Аронов, И. А. Алёхин // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 2 (86). — С. 9–15.
21. Alekhin I. A. Pedagogicheskaya tekhnologiya sovremennoi podgotovki spetsialistov v voennykh vuzakh Rossii / I. A. Alekhin, N. A. Davydov // Izvestiya Rossiiskoi akademii obrazovaniya. — 2021. — № 1–2 (54). — S. 135–146.
22. 1. Алёхин И. А. Педагогическая технология современной подготовки специалистов в военных вузах России / И. А. Алёхин, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 1–2 (54). — С. 135–146.

Остальные статьи