Мультимодальное игровое моделирование как инструмент формирования и развития универсальных компетенций
Аннотация
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных по государственному заданию ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» в рамках бюджетного финансирования. В статье показано, как посредством субъектогенетического подхода к организации различных видов психолого-педагогической практики, с помощью каких приемов и методов можно использовать различные варианты мультимодального игрового моделирования для формирования и развития таких универсальных компетенций обучающихся, как способность к самоорганизации и саморазвитию, готовность к преодолению жизненных трудностей и к успешному противостоянию различным видам стресса.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 01/2024 |
Страницы | 124-133 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738536_2024_1_124 |
Введение
Стремительные перемены, которые стали своеобразной нормой современной цивилизации, делают все более и более значимой задачу эффективного формирования у новых поколений того, что в действующих образовательных стандартах принято называть универсальными компетенциями. Актуальность этой задачи усугубляет еще и ужесточение нападок на Россию, усиление информационного давления на нашу молодежь, которое уже давно приобрело деструктивный характер и в разных формах осуществляется даже в процессе реформирования отечественного образования. Не случайно ряд исследователей анализируют последствия некоторых педагогических инноваций именно в контексте их влияния на национальную безопасность [2]. И также не случайно предпринимаются разноплановые попытки определения новых подходов к организации всей системы образования [1; 3–5; 7; 8].
В связи с этим уточняются особенности ценностно-целевой ориентации наших обучающихся, построение ими и воплощение в жизнь вариантов будущего, которое обеспечивает развитие личности, создает человеку условия для самореализации себя в качестве полноценных субъектов культурно-исторического развития [9]. Для этого в качестве средств формирования и развития компетенций, которые не только нужны сейчас, но и могут стать важнейшим фактором успеха в ближайшем будущем, активно используются различные формы волонтерской деятельности, элементы музейной педагогики, обращение к специализированным онлайн-ресурсам как средствам патриотической самоидентификации молодежи, органичной увязки ею персональных жизненных планов с процветанием своей родины [6; 11]. С той же целью в арсенал средств для формирования способности оценивать происходящее и находить нетривиальные решения возникающих проблем включаются инновационные технологии генерации новых идей [11; 12]. Группе одной из таких инновационных технологий — ее сути, практике применения, выявленным способам оптимального использования в условиях традиционного вузовского образования — и посвящена данная работа.
Цели и задачи исследования
Проведенное исследование было ориентировано на создание таких сценариев различных видов мультимодального игрового моделирования, которые способствуют формированию универсальных компетенций, входящих в состав современных образовательных стандартов. Достижение этой цели также предполагало определение оптимального баланса различных видов мультимодального моделирования в расчете на их использование в ходе аудиторных (контактных) практических занятий из образовательных модулей, направленных на такие универсальные компетенции, как способность обучающегося выстраивать для себя траекторию персонального саморазвития в сочетании с готовностью к конструктивному социальному взаимодействию.