Общество нуждается в новом цивилизационном проекте образования
Аннотация
В статье анализируется ситуация, требующая разработки и реализации нового цивилизационного проекта образования. Утверждается, что традиционная парадигма и проект образования себя исчерпали. Рассматриваются новые тренды и требования к образованию: разнообразие образовательных практик, конкуренция школы с другими институтами, предоставляющими образовательные услуги, новое понимание человека, особенности современной социальности, новые потребности в образовании. Автор утверждает, что цивилизационный проект образования должен разрабатываться в рамках социального и перманентного проектирования, характеристики которого он обсуждает в конце статьи.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2022 |
Страницы | 5-16 |
УДК | 37,01 |
DOI | 10.51944/20738498_2022_3_5 |
Задним числом, то есть ретроспективно, существующую парадигму образования, сложившуюся в конце XVIII — первой половине XIX столетия, можно назвать «проектом новоевропейского образования» как в силу того, что культура модерна вообще является проектной (начиная с Ф. Бэкона замышлялись и реализовывались проекты построения естествознания, государства и общества, права, здравоохранения и др.), так и в силу сознательных усилий великих педагогов (Коменский, Песталоцци, Фребель, Дистервег, Ушинский и многие другие). Тем не менее в построенном здании образования, успешно служившем около двух столетий, но сегодня требующем кардинальной перестройки, помимо продуманных, так сказать, проектных элементов, — многое от самого времени и от стихии школьной практики. В образовании как виде человеческой деятельности и культуры, на наш взгляд, стоит различать эти две составляющие — проект и естественные фрагменты, сложившиеся под влиянием времени и особенностей жизни, точнее в данном случае — реальной практики образования.
К проектным концептам новоевропейского образования можно отнести такие представления, как школа, классно-урочная система, дисциплина, учебное содержание как научное знание, адаптированное к возможностям развития учащегося, разведение образования и обучения, и ряд других. Например, один из вариантов концепта классно-урочной системы, концепта, подвергаемого в настоящее время резкой критике, формулируется следующим образом:
«Все члены учебной группы в одно и то же время изучают одну и ту же тему, один и тот же вопрос, одним и тем же образом; содержание обучения делится на узкоспециальные учебные предметы, а каждый предмет изучается в отдельности; учащиеся делятся на классы — учебные группы, постоянные по составу, одноуровневые (в смысле изучения программы); отсюда возникли одноуровневые (одновозрастные) классы; для всех членов группы (класса) определяется одна и та же последовательность изучения тем и разделов учебного предмета; по характеру деятельности выделяются две разные группы людей: одни только учат (учителя), другие только учатся (ученики); изучение определенного учебного предмета организуется на одном “языке” для всех членов класса; определяются общие для всех членов группы начало и конец занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых» [5; 10, с. 379–398; 9, с. 43–47].
Концепт, заданный подобными характеристиками, не работает не только в новых видах образования, например в семейном образовании, тьюторском, экосистемном, открытом, инклюзивном [12], он порождает проблемы в рамках общеобразовательной традиционной школы. Прежде чем мы сформулируем цивилизационные требования к современному образованию, два слова о нашем понимании этого феномена. Образование уподобляется своеобразной троице, включая в себя воспитание и обучение. Это первая характеристика. В качестве воспитания оно ориентировано на формирование в широком смысле (не только школа, но и семья и СМИ, и культура, и саморазвитие) индивида и личности как входящих в культуру и сообщества (общество). Во второй ипостаси образование ставит своей целью формирование у учащихся знаний, способностей, компетенций в рамках специальных процедур обучения и научения. Собственно образование, третья ипостась, понимается, с одной стороны, как воспитание, обучение и самообразование, с другой — как идеал человека, получившего образование (желательный «образ человека»).
Вторая характеристика образования. Образование — это и сознательное влияние (воздействие) общества на растущего (развивающегося) человека (школа, внушение, создание нужной среды и культуры), и воздействие человека на самого себя (самовоспитание, самообучение, делание себя как человека и личности).