Дата публикации: 01.07.2022

Общество нуждается в новом цивилизационном проекте образования

Аннотация

В статье анализируется ситуация, требующая разработки и реализации нового цивилизационного проекта образования. Утверждается, что традиционная парадигма и проект образования себя исчерпали. Рассматриваются новые тренды и требования к образованию: разнообразие образовательных практик, конкуренция школы с другими институтами, предоставляющими образовательные услуги, новое понимание человека, особенности современной социальности, новые потребности в образовании. Автор утверждает, что цивилизационный проект образования должен разрабатываться в рамках социального и перманентного проектирования, характеристики которого он обсуждает в конце статьи.




Задним числом, то есть ретроспективно, существующую парадигму образования, сложившуюся в конце XVIII — первой половине XIX столетия, можно назвать «проектом новоевропейского образования» как в силу того, что культура модерна вообще является проектной (начиная с Ф. Бэкона замышлялись и реализовывались проекты построения естествознания, государства и общества, права, здравоохранения и др.), так и в силу сознательных усилий великих педагогов (Коменский, Песталоцци, Фребель, Дистервег, Ушинский и многие другие). Тем не менее в построенном здании образования, успешно служившем около двух столетий, но сегодня требующем кардинальной перестройки, помимо продуманных, так сказать, проектных элементов, — многое от самого времени и от стихии школьной практики. В образовании как виде человеческой деятельности и культуры, на наш взгляд, стоит различать эти две составляющие — проект и естественные фрагменты, сложившиеся под влиянием времени и особенностей жизни, точнее в данном случае — реальной практики образования.

К проектным концептам новоевропейского образования можно отнести такие представления, как школа, классно-урочная система, дисциплина, учебное содержание как научное знание, адаптированное к возможностям развития учащегося, разведение образования и обучения, и ряд других. Например, один из вариантов концепта классно-урочной системы, концепта, подвергаемого в настоящее время резкой критике, формулируется следующим образом:

«Все члены учебной группы в одно и то же время изучают одну и ту же тему, один и тот же вопрос, одним и тем же образом; содержание обучения делится на узкоспециальные учебные предметы, а каждый предмет изучается в отдельности; учащиеся делятся на классы — учебные группы, постоянные по составу, одноуровневые (в смысле изучения программы); отсюда возникли одноуровневые (одновозрастные) классы; для всех членов группы (класса) определяется одна и та же последовательность изучения тем и разделов учебного предмета; по характеру деятельности выделяются две разные группы людей: одни только учат (учителя), другие только учатся (ученики); изучение определенного учебного предмета организуется на одном “языке” для всех членов класса; определяются общие для всех членов группы начало и конец занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых» [5; 10, с. 379–398; 9, с. 43–47].

Концепт, заданный подобными характеристиками, не работает не только в новых видах образования, например в семейном образовании, тьюторском, экосистемном, открытом, инклюзивном [12], он порождает проблемы в рамках общеобразовательной традиционной школы. Прежде чем мы сформулируем цивилизационные требования к современному образованию, два слова о нашем понимании этого феномена. Образование уподобляется своеобразной троице, включая в себя воспитание и обучение. Это первая характеристика. В качестве воспитания оно ориентировано на формирование в широком смысле (не только школа, но и семья и СМИ, и культура, и саморазвитие) индивида и личности как входящих в культуру и сообщества (общество). Во второй ипостаси образование ставит своей целью формирование у учащихся знаний, способностей, компетенций в рамках специальных процедур обучения и научения. Собственно образование, третья ипостась, понимается, с одной стороны, как воспитание, обучение и самообразование, с другой — как идеал человека, получившего образование (желательный «образ человека»).

Вторая характеристика образования. Образование — это и сознательное влияние (воздействие) общества на растущего (развивающегося) человека (школа, внушение, создание нужной среды и культуры), и воздействие человека на самого себя (самовоспитание, самообучение, делание себя как человека и личности).

Список литературы

1. 1.Aполлон (космическая программа) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> ru.wikipedia.org/wiki/Аполлон_(космическая_программа) (дата обращения: 17.08.2022).
2. 2. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд : форсайт-исследование — 2030 : аналитический доклад / Центр стратегических исследований и разработок Сибир. федер. ун-та. — Красноярск, 2012.
3. 3. Верещагин И. Об архитектурной достоевщине и прочем : В порядке самокритики / И. Верещагин // Совр. архитектура. — 1928. — № 4. — С. 130–131.
4. 4. Громыко Ю. Проектное сознание : Руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления / Ю. Громыко. — М. : Ин-т учебника Paideia, 1997. — 560 с.
5. 5. Классно-урочная система обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> ru.wikipedia.org/wiki/Классно-урочная_система_обучения/ (дата обращения: 17.08.2022).
6. 6. Кревельд М. Расцвет и упадок государства / М. Кревельд. — М. : ИРИСЭН, 2006. — 544 с.
7. 7. Кричевский С. «Космический» человек: идеи, технологии, проекты, опыт, перспективы / С. Кричевский // Воздушно-космическая сфера. — 2020. — № 1. — С. 26–35.
8. 8. Розин В. М. Образование в условиях модернизации и неопределенности : Концепция / В. М. Розин. — М. : ЛИБРОКОМ, 2013. — 80 с.
9. 9. Розин В. М. Проектирование и программирование : Методологическое исследование. Замысел. Разработка. Реализация. Исторический и социальный контекст / В. М. Розин. — М. : ЛЕНАНД, 2018. — 160 с.
10. 10. Розин В. М. Философия образования / В. М. Розин. — 2-е изд. — М. : Юрайт, 2018. — 434 с.
11. 11. Розин В. М. Образование в эпоху Интернета и индивидуализации / В. М. Розин. — М. : Нов. хронограф, 2020. — 200 с.
12. 12. Розин В. М. Этюды по философии образования. Смена парадигмы / В. М. Розин. — М. : Нов. хронограф, 2021. — 288 с.
13. 13. Krichevsky S. Super Global Projects and Environmentally Friendly Technologies Used in Space Exploration : Realities and Prospects of the Space Age by Sergey Krichevsky / S.Krichevsky // Philosophy and Cosmology. — 2018. — Vol. 20. — P. 92–105.
14. 14. Krichevsky S. Moon Exploration: the Evolution of Goals, Concepts, Projects, and Technologies from Observations to Total Colonization / S. Krichevsky // Philosophy and Cosmology. — 2020. — Vol. 25. — P. 5–19.
15. 15. Rozin V. The Pandemic, the Crisis of Modernity, and the Need for a New Semantic Project of Civilization / V. Rozin // Philosophy and Cosmology. — 2020. — Vol. 25. — P. 32–42.
16. 16. Soroka L. Space Doctrine and Guidelines for Long-Term Sustainability of Outer Space Activities as Basis for Sustainable Earth Development / L. Soroka // Philosophy and Cosmology. — 2020. — Vol. 25. — P. 43–56.

Остальные статьи