Дата публикации: 01.01.2024

Детско-родительское взаимодействие как фактор всестороннего развития дошкольников

Аннотация

В статье рассматриваются особенности творческих возможностей ребенка, которые являются результатом непрерывной работы родителей, воспитателей и педагогов. Развитие психических функций и мыслительных операций дает дошкольнику возможность успешного обучения в школе.




Подготовка ребенка к обучению в школе является перспективным направлением деятельности для каждого педагога и родителя, стремящегося обеспечить успех и гармонию в жизни своего ребенка. Этому важному вопросу уделяется особое внимание в современном образовании. При помощи правильного подхода и родительской поддержки ребенок может достичь отличных результатов не только в учебе, но и в других сферах жизни. Он будет активен и энергичен, что положительно отразится на его настроении и общей жизнерадостности. Одним из ключевых аспектов подготовки ребенка к успешному обучению в школе является обеспечение его физической, эмоциональной и интеллектуальной комфортности. Необходимо учесть, что ребенок не должен чувствовать себя уставшим или перегруженным, так как это может отрицательно сказаться на его учебных результатах и общей активности. 

Важно поддерживать ребенка, создавая для него условия, способствующие раскрытию его творческого потенциала и развитию внутренних ресурсов. Родители могут помочь ребенку найти интересные и увлекательные занятия, которые разбавят учебу и помогут ему получать удовольствие от обучения.

Игры и спортивные занятия, например, помогут ребенку поддержать активность, развить силу воли и привить ценные навыки, такие как командная работа и настойчивость. При этом родители могут выбирать занятия, которые способствуют развитию умственных и физических способностей ребенка [4; 6; 8].

Все эти аспекты гармонично сформируют базу для успешной адаптации ребенка к школьной программе и учебному процессу. Родительская поддержка в этом процессе играет огромную роль и помогает ребенку достичь своих потенциальных возможностей. Необходимо подходить к этой теме всеобъемлюще и с пониманием, чтобы обеспечить ребенку оптимальные условия для его развития и самореализации [3; 9; 12].

Чтобы успешно выполнять свою роль, родители должны быть сами готовы к постоянному обучению и самообразованию, поскольку требования и методы воспитания детей постоянно совершенствуются. Это позволит родителям эффективно справляться с вызовами и задачами, связанными с воспитанием и обучением ребенка, и обеспечить его гармоничное развитие. В целом родители играют важную роль в формировании личности ребенка и являются ключевыми факторами его будущего успеха и благополучия [14; 15; 16].

Список литературы

1. 16. Shao J. The Link between Parent-Child Relationship and Learning Engagement among Adolescents: The Chain Mediating Roles of Learning Motivation and Academic Self Efficacy / J. Shao, S. Kang // Frontiers in Education. — 2022. — DOI: 103389/feduc.2022.85
2. 15. Seror A. Child Development in Parent-Child Interaction / A. Seror // The University of Chicago Press J. — 2022. — DOI: 10.1086/720398
3. 14. Family Interactions in Toddlerhood Influence Social Competence in Preschool Age: Accounting for Genetic and Parental Influences / A. M. Ramos, E. A. Shewark, D. Reiss et al. // Frontiers in Psychology. — 2022. — DOI: 10.3389/fpsyg.2022.975086
4. Tsaritsentseva O. P. Ekspertiza detsko-roditel’skikh otnoshenii : ucheb. posobie [Elektronnyi resurs] / O. P. Tsaritsentseva. — Orenburg : OGPU, 2021. — 64 s. — URL: <a href="https://e.lanbook.com/book/191962" target="_blank">https://e.lanbook.com/book/191962</a> (data obrashcheniya: 18.03.2022). — Rezhim dostupa: dly
5. 13. Цариценцева О. П. Экспертиза детско-родительских отношений : учеб. пособие [Электронный ресурс] / О. П. Цариценцева. — Оренбург : ОГПУ, 2021. — 64 с. — URL: <a href="https://e.lanbook.com/book/191962" target="_blank">https://e.lanbook.com/book/191962</a> (дата обращения: 18.03.2022). — Режим доступа: для зарегистр
6. Nasyrova L.G.Rol’ roditel’skogo vnimaniya v formirovanii lichnosti rebenka shkol’nogo vozrasta / L. G. Nasyrova // Alma mater: vestnik vysshei shkoly. — 2021. — № 11. — S. 101– 106. – URL: <a href="https://elibrary.ru/contents.asp?id=47271137" target="_blank">https://elibrary.ru/contents.asp?id=47271137</a> (data obrashcheniya:
7. 12. Насырова Л. Г. Роль родительского внимания в формировании личности ребенка школьного возраста / Л. Г. Насырова // Alma mater: вестник высшей школы. — 2021. — № 11. — С. 101–106. – URL: <a href="https://elibrary.ru/contents.asp?id=47271137" target="_blank">https://elibrary.ru/contents.asp?id=47271137</a> (дата обращения: 08.0
8. Mironova M. V. Psikhologiya i sotsiologiya chteniya : ucheb. posobie dlya studentov 3 kursa spetsial’nosti 021500 «Izdatel’skoe delo i redaktirovanie» / M. V. Mironova. — Ul’yanovsk : UlGTU, 2003. — 67 s. — URL: <a href="https://www.studmed.ru/view/mironova-mvpsih" target="_blank">https://www.studmed.ru/view/mironova-mvpsih</a>
9. 11. Миронова М. В. Психология и социология чтения : учеб. пособие для студентов 3 курса специальности 021500 «Издательское дело и редактирование» / М. В. Миронова. — Ульяновск : УлГТУ, 2003. — 67 с. — URL: <a href="https://www.studmed.ru/view/mironovamv-psihologiy" target="_blank">https://www.studmed.ru/view/mironovamv-psihologiy</a>
10. Kozub M. V. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya detsko-roditel’skikh otnoshenii : ucheb. posobie [Elektronnyi resurs] / M. V. Kozub. — Lipetsk : Lipetskii GPU, 2021. — 92 s. — URL: <a href="https://e.lanbook.com/book/193675" target="_blank">https://e.lanbook.com/book/193675</a> (data obrashcheniya: 18.09.202
11. 10. Козуб М. В. Психолого-педагогические условия развития детско-родительских отношений : учеб. пособие [Электронный ресурс] / М. В. Козуб. — Липецк : Липецкий ГПУ, 2021. — 92 с. — URL: <a href="https://e.lanbook.com/book/193675" target="_blank">https://e.lanbook.com/book/193675</a> (дата обращения: 18.09.2023). — Реж
12. Ivanova N. V. Sotsializiruyushchie funktsii i pedagogicheskie aspekty priobshcheniya doshkol’nikov k detskoi subkul’ture / N. V. Ivanova // Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental’nogo obrazovaniya. — 2014. — № 8 (chast’ 3) — S. 104–106.
13. 9. Иванова Н. В. Социализирующие функции и педагогические аспекты приобщения дошкольников к детской субкультуре / Н. В. Иванова // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 8 (часть 3) — С. 104–106.
14. Grigor’eva S. I. Vozdeistvie sredstv massovoi informatsii na sotsializatsiyu lichnosti doshkol’nika / S. I. Grigor’eva, O. V. Lazareva // V sb. : Aktual’nye problemy teorii i praktiki psikhologicheskikh, psikhologo-pedagogicheskikh i pedagogicheskikh issl
15. 8. Григорьева С. И. Воздействие средств массовой информации на социализацию личности дошкольника / С. И. Григорьева, О. В. Лазарева // В сб. : Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований :
16. Vygotskii L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste / L. S. Vygotskii. — Sankt-Peterburg : Soyuz, 1997. — 96 s.
17. 7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург : Союз, 1997. — 96 с.
18. Vasyagina N. N. K voprosu o psikhologicheskikh osobennostyakh roditelei, orientirovannykh na rannee razvitie detei / N. N. Vasyagina, Yu. V. Malina, S. A. Vasyagina // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2019. — № 5. — S. 83–89. — DOI: 10.26170/ po19-
19. 6. Васягина Н. Н. К вопросу о психологических особенностях родителей, ориентированных на раннее развитие детей / Н. Н. Васягина, Ю. В. Малина, С. А. Васягина // Педагогическое образование в России. — 2019. — № 5. — С. 83–89. — DOI: 10.26170/po19-05-12
20. Borovik O. Razvitie voobrazheniya. Metodicheskie rekomendatsii / O. Borovik. — Moskva : OOO «TsGL “RON”», 2000. — 112 s. — Tekst: neposredstvennyi.
21. 5. Боровик О. Развитие воображения. Методические рекомендации / О. Боровик. — Москва : ООО «ЦГЛ “РОН”», 2000. — 112 с. — Текст: непосредственный.
22. Bondyreva S. K. Sem’ya kak prostranstvo zhizni i sreda vzrosleniya rastushchego cheloveka / S. K. Bondyreva // Mir psikhologii. — 2019. — № 4. — S. 233–237
23. 4. Бондырева С. К. Семья как пространство жизни и среда взросления растущего человека / С. К. Бондырева // Мир психологии. — 2019. — № 4. — С. 233–237
24. Bakhtigulova L. B. Otnosheniya roditelei i detei kak pedagogicheskaya problema / L. B. Bakhtigulova, P. F. Kalashnikov, I. V. Petukhova // Voprosy pedagogiki. — 2021. — № 2–2. — S. 30–33.
25. 3. Бахтигулова Л. Б. Отношения родителей и детей как педагогическая проблема / Л. Б. Бахтигулова, П. Ф. Калашников, И. В. Петухова // Вопросы педагогики. — 2021. — № 2–2. — С. 30–33.
26. Anketa dlya doshkol’nikov «Moe svobodnoe vremya» [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://docs.google.com/forms/d/1kv2cPyXG17ZYVOzCmYRoPcZ7c8HO1rABPNgrYymds" target="_blank">https://docs.google.com/forms/d/1kv2cPyXG17ZYVOzCmYRoPcZ7c8HO1rABPNgrYymds</a> Tw/edit (data obrashcheniya: 20.01.2024). — Rezhim dostupa: dlya avtoriz. pol’zovatelei.
27. 2. Анкета для дошкольников «Мое свободное время» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://docs.google.com/forms/d/1kv2cPyXG17ZYVOzCmYRoPcZ7c8HO1rABPNgrY" target="_blank">https://docs.google.com/forms/d/1kv2cPyXG17ZYVOzCmYRoPcZ7c8HO1rABPNgrY</a> ymdsTw/edit (дата обращения: 20.01.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
28. Anketa dlya roditelei «Svobodnoe vremya vashego rebenka» [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://docs.google.com/forms/d/1W_edNOLbfsDzyMMlx7y-EHEmOmCdmKHM3nalPxdbCw/edit" target="_blank">https://docs.google.com/forms/d/1W_edNOLbfsDzyMMlx7y-EHEmOmCdmKHM3nalPxdbCw/edit</a> (data obrashcheniya: 20.01.2024). — Rezhim dostupa: dlya avtoriz. pol’zovatelei.
29. 1. Анкета для родителей «Свободное время вашего ребенка» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://docs.google.com/forms/d/1W_edNOLbfsDzyMMlx7y-EHEmOmCdmKHM3nalPxdbCw/edit" target="_blank">https://docs.google.com/forms/d/1W_edNOLbfsDzyMMlx7y-EHEmOmCdmKHM3nalPxdbCw/edit</a> (дата обращения: 20.01.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Остальные статьи