Дата публикации: 01.01.2024

Роль интеллектуальной лабильности в формировании дезадаптивного поведения личности

Аннотация

Современная ситуация в мире способствует повышению требований к специалистам охранного профиля. Они выполняют и решают важные задачи, но для их успешной реализации необходимо соответствовать определенным критериям. В статье рассматриваются особенности интеллектуальной лабильности и факторы дезадаптивного поведения специалистов охранного профиля.




Успешность любой деятельности определяется влиянием внешних и внутренних факторов. К внешним относят социальное окружение, статус человека, уровень благополучия, дохода и т. д. К внутренним можно отнести темперамент, личные предпочтения, самооценку, особенности мыслительной деятельности, уровень развития интеллекта, паттерны поведения и т. д. Поведение, которое демонстрирует личность, может быть адаптивным или дезадаптивным. Дезадаптивное поведение может формироваться в ответ на несправедливость, недостаток ресурсов, непосильные психологические или физические требования к личности и т. д. Вслед за этим возникает агрессивное поведение, стресс, выгорание, низкая продуктивность профессиональной деятельности, асоциальное поведение, истерия.

Дезадаптивное поведение может влиять на адаптацию человека к выполнению норм и правил жизнедеятельности и подчинению им, реализацию профессионального и личностного потенциала, построение карьеры, межличностное взаимодействие в коллективе, самостоятельность, саморазвитие.

На перестройку поведения человека может оказывать влияние интеллектуальная лабильность как показатель уравновешенности нервных процессов. Взаимосвязь дезадаптивного поведения и интеллектуальной лабильности человека изучена недостаточно несмотря на то, что способность переключаться с одного вида деятельности на другой, с одной задачи на другую будет сказываться на самооценке, мотивации, продуктивности и результативности в любой деятельности, в том числе охранной.

Задача сотрудника охранной организации состоит в обеспечении жизни и здоровья людей, безопасности объектов, имущества, контрольно-пропускного режима, работе с охранным оборудованием, консультировании клиентов [3].

Охранник — это специалист, имеющий специальную подготовку, разрешение на ношение оружия и специальных средств. Это предъявляет особые требования к специалисту: он должен быть дисциплинированным, выполнять инструкции, быть готовым к рискованной деятельности, переносить физические и эмоциональные нагрузки, быть стрессоустойчивым, смелым и решительным, внимательным, бдительным, коммуникабельным и т. д.

Список литературы

1. 1. Лучшева Л. М. Исследование эмоционального выгорания и мотивации к труду у стрелков ведомственной охраны / Л. М. Лучшева, В. И. Лякина // Проблемы современного педагогического образования : сб. науч. трудов. — Ялта : РИО ГПА, 2020. — Вып. 68. — Ч. 3. —
2. Luchsheva L. M. Issledovanie emotsional’nogo vygoraniya i motivatsii k trudu u strelkov vedomstvennoi okhrany / L. M. Luchsheva, V. I. Lyakina // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya : sb. nauch. trudov. — Yalta : RIO GPA, 2020. — Vyp. 68.
3. 2. Миракян К. Ф. Особенности мотивации у студентов: взаимосвязи между интеллектуальной лабильностью и учебной мотивацией у студентов [Электронный ресурс] / К. Ф. Миракян // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета.
4. Mirakyan K. F. Osobennosti motivatsii u studentov: vzaimosvyazi mezhdu intellektual’noi labil’nost’yu i uchebnoi motivatsiei u studentov [Elektronnyi resurs] / K. F. Mirakyan // Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo unive
5. 3. Сергеев А. А. Предрасположенность к психологическому воздействию: от теории к практике [Электронный ресурс] / А. А. Сергеев // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 11–2. — С. 419–423. — URL: <a href="https://fundamental-research.ru/ru/article/" target="_blank">https://fundamental-research.ru/ru/article/</a> view?id=3553
6. Sergeev A. A. Predraspolozhennost’ k psikhologicheskomu vozdeistviyu: ot teorii k praktike [Elektronnyi resurs] / A. A. Sergeev // Fundamental’nye issledovaniya. — 2014. — № 11–2. — S. 419–423. — URL: <a href="https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=355" target="_blank">https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=355</a>
7. 4. Цыганова Л. Н. Понятие «Агрессивность» в психолого-педагогической литературе. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Л. Н. Цыганова // Вестник Мордовского университета. — 2011. — № 2. — URL:
8. Tsyganova L. N. Ponyatie «Agressivnost’» v psikhologo-pedagogicheskoi literature. Osobennosti agressivnogo povedeniya v podrostkovom vozraste [Elektronnyi resurs] / L. N. Tsyganova // Vestnik Mordovskogo universiteta. — 2011. — № 2. — URL: <a href="https://cyberle" target="_blank">https://cyberle</a>

Остальные статьи