Вовлеченность в театральную деятельность как предиктор изменений психологических особенностей студентов
Аннотация
Статья посвящена исследованию влияния театральной деятельности на психологические особенности студентов, включенных в постановку спектакля в университетской театральной студии. В работе рассматриваются такие психологические их особенности, как эмоциональный интеллект и психологическое благополучие. Установлены изменения ряда показателей шкал эмоционального интеллекта и психологического благополучия в результате участия студентов в театральной постановке. С помощью корреляционного анализа Пирсона установлена взаимосвязь параметров эмоционального интеллекта со шкалами психологического благополучия, а также взаимосвязь вышеназванных параметров с частотой посещаемости театра. Дополнительно в работе были проанализированы изменения эмоциональных состояний на разных этапах постановочного процесса и динамика внутригрупповых отношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 01/2024 |
Страницы | 78-96 |
УДК | 159.99 |
DOI | 10.51944/20738536_2024_1_78 |
Введение
Благодаря социальным, возрастным и социально-психологическим особенностям студенческая молодежь имеет реальные возможности для активной жизненной стратегии и достижения успеха [14]. Обучение в высшем учебном заведении предоставляет студентам, помимо образования, получаемого по профилю профессиональной подготовки, широкие возможности для социализации посредством участия во многих видах активной социальной, творческой, культурно-досуговой деятельности. Многие события внеучебной деятельности, связанной с реализацией содержательных и социально полезных форм активности, способствующих успешному взаимодействию с окружающим миром, развитию эстетического, духовно-нравственного и физического потенциала личности, выпускники впоследствии, как правило, с теплотой вспоминают, высоко оценивая полученный жизненный опыт, яркие впечатления и незабываемые переживания [6].
В то же время следует отметить, что в современных условиях, когда информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни молодежи и оказывают большое влияние на ее предпочтения, предоставляя широкий спектр развлечений (от компьютерных игр до стриминговых платформ), общения и саморазвития (социальные сети, каналы и форумы), произошло изменение процесса социализации молодого поколения, а киберсоциализация стала важнейшим фактором развития личности, обусловившим снижение популярности традиционных форм досуговой деятельности [16]. Увлечение современными технологиями и снижение интереса к традиционным формам досуга имеет как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, молодежь имеет доступ к неограниченной информации и источникам вдохновения в виртуальном пространстве. С другой стороны, это приводит к снижению физической активности, ограничению социальных контактов, отказу от создающих условия для гармоничного развития личности традиционных форм досуга, таких как занятия творчеством и искусством, физкультурно-оздоровительные мероприятия, экскурсии в целях познания культурно-исторических достопримечательностей, и других форм активности, способствующих развитию нравственно-эстетической сферы личности [3].
В статье мы обращаемся к рассмотрению возможностей теряющей в последнее время свою популярность культурно-досуговой деятельности в форме участия студенческой молодежи в работе театральной студии и ее влияния на личностные особенности студентов, включенных в такую деятельность.