Дата публикации: 01.01.2024

Вовлеченность в театральную деятельность как предиктор изменений психологических особенностей студентов

Аннотация

Статья посвящена исследованию влияния театральной деятельности на психологические особенности студентов, включенных в постановку спектакля в университетской театральной студии. В работе рассматриваются такие психологические их особенности, как эмоциональный интеллект и психологическое благополучие. Установлены изменения ряда показателей шкал эмоционального интеллекта и психологического благополучия в результате участия студентов в театральной постановке. С помощью корреляционного анализа Пирсона установлена взаимосвязь параметров эмоционального интеллекта со шкалами психологического благополучия, а также взаимосвязь вышеназванных параметров с частотой посещаемости театра. Дополнительно в работе были проанализированы изменения эмоциональных состояний на разных этапах постановочного процесса и динамика внутригрупповых отношений.




Введение

Благодаря социальным, возрастным и социально-психологическим особенностям студенческая молодежь имеет реальные возможности для активной жизненной стратегии и достижения успеха [14]. Обучение в высшем учебном заведении предоставляет студентам, помимо образования, получаемого по профилю профессиональной подготовки, широкие возможности для социализации посредством участия во многих видах активной социальной, творческой, культурно-досуговой деятельности. Многие события внеучебной деятельности, связанной с реализацией содержательных и социально полезных форм активности, способствующих успешному взаимодействию с окружающим миром, развитию эстетического, духовно-нравственного и физического потенциала личности, выпускники впоследствии, как правило, с теплотой вспоминают, высоко оценивая полученный жизненный опыт, яркие впечатления и незабываемые переживания [6].

В то же время следует отметить, что в современных условиях, когда информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни молодежи и оказывают большое влияние на ее предпочтения, предоставляя широкий спектр развлечений (от компьютерных игр до стриминговых платформ), общения и саморазвития (социальные сети, каналы и форумы), произошло изменение процесса социализации молодого поколения, а киберсоциализация стала важнейшим фактором развития личности, обусловившим снижение популярности традиционных форм досуговой деятельности [16]. Увлечение современными технологиями и снижение интереса к традиционным формам досуга имеет как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, молодежь имеет доступ к неограниченной информации и источникам вдохновения в виртуальном пространстве. С другой стороны, это приводит к снижению физической активности, ограничению социальных контактов, отказу от создающих условия для гармоничного развития личности традиционных форм досуга, таких как занятия творчеством и искусством, физкультурно-оздоровительные мероприятия, экскурсии в целях познания культурно-исторических достопримечательностей, и других форм активности, способствующих развитию нравственно-эстетической сферы личности [3].

В статье мы обращаемся к рассмотрению возможностей теряющей в последнее время свою популярность культурно-досуговой деятельности в форме участия студенческой молодежи в работе театральной студии и ее влияния на личностные особенности студентов, включенных в такую деятельность.

Теоретические основы исследования

Список литературы

1. 1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. — Новополоцк, 2011. — 388 с.
2. Andreeva I. N. Emotsional’nyi intellekt kak fenomen sovremennoi psikhologii / I. N. Andreeva. — Novopolotsk, 2011. — 388 s.
3. 2. Водяха С. А. Психологическое благополучие креативных старшеклассников [Электронный ресурс] / С. А. Водяха // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 5. — URL: <a href="https://psyjournals.ru/bezopasnost_obrazovania/issue/vodyakha_full." target="_blank">https://psyjournals.ru/bezopasnost_obrazovania/issue/vodyakha_full.</a> shtml (дата обра
4. Vodyakha S. A. Psikhologicheskoe blagopoluchie kreativnykh starsheklassnikov [Elektronnyi resurs] / S. A. Vodyakha // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2013. — № 5. — URL: <a href="https://psyjournals.ru/bezopasnost_obrazovania/issue/vodyakha_full.shtml" target="_blank">https://psyjournals.ru/bezopasnost_obrazovania/issue/vodyakha_full.shtml</a> (dat
5. 3. Джиоева Г. Х. Организация культурно-досуговой деятельности студентов / Г. Х. Джиоева // ЦИТИСЭ. — 2022. — № 2 (32). — С. 103–110. — DOI: 10.15350/ 2409-7616.2022.2.09. — EDN: GGWLTN
6. Dzhioeva G. Kh. Organizatsiya kul’turno-dosugovoi deyatel’nosti studentov / G. Kh. Dzhioeva // TsITISE. — 2022. — № 2 (32). — S. 103–110. — DOI: 10.15350/24097616.2022.2.09. — EDN: GGWLTN
7. 4. Жуковская Л. В. Шкала психологического благополучия К. Рифф / Л. В. Жуковская, Е. Г. Трошихина // Психологический журнал. — 2011. — Т. 32, № 2. — С. 82–93.
8. Zhukovskaya L. V. Shkala psikhologicheskogo blagopoluchiya K. Riff / L. V. Zhukovskaya, E. G. Troshikhina // Psikhologicheskii zhurnal. — 2011. — T. 32, № 2. — S. 82–93.
9. 5. Ивашова В. А. Социальная, культурно-досуговая деятельность молодежи как фактор повышения учебной мотивации в вузе [Электронный ресурс] / В. А. Ивашова, Ш. М. Мурзабеков // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — № 1–3 (115). — С. 19–23
10. Ivashova V. A. Sotsial’naya, kul’turno-dosugovaya deyatel’nost’ molodezhi kak faktor povysheniya uchebnoi motivatsii v vuze [Elektronnyi resurs] / V.A.Ivashova, Sh. M.Murzabekov // Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel’skii zhurnal. — 2022. — № 1–3 (115). —
11. 6. Кузнецова Н. В. Роль культурно-досуговой деятельности в воспитании и развитии личности студентов [Электронный ресурс] / Н. В. Кузнецова, Н. А. Растяпин // Наука и образование. — 2022. — № 3. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kulturno-dosugov" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kulturno-dosugov</a>
12. Kuznetsova N. V. Rol’ kul’turno-dosugovoi deyatel’nosti v vospitanii i razvitii lichnosti studentov [Elektronnyi resurs] / N. V. Kuznetsova, N. A. Rastyapin // Nauka i obrazovanie. — 2022. — № 3. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kulturno-dosug" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kulturno-dosug</a>
13. 7. Лаптева М. Д. Организация культурно-досуговой деятельности студента как форма воспитательной работы в вузе / М. Д. Лаптева, Д. А. Хорват // Высшее образование сегодня. — 2014. — № 7. — С. 96–100.
14. Lapteva M. D. Organizatsiya kul’turno-dosugovoi deyatel’nosti studenta kak forma vospitatel’noi raboty v vuze / M. D. Lapteva, D. A. Khorvat // Vysshee obrazovanie segodnya. — 2014. — № 7. — S. 96–100.
15. 8. Ларионова Л. И. Взаимосвязь общего и эмоционального интеллектов с показателями психологического благополучия студентов / Л. И. Ларионова, В. Г. Петров, Д. Ю. Горелышева // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2020. — Т.
16. Larionova L. I. Vzaimosvyaz’ obshchego i emotsional’nogo intellektov s pokazatelyami psikhologicheskogo blagopoluchiya studentov / L. I. Larionova, V. G. Petrov, D. Yu. Gorelysheva // Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya.
17. 9. Лейтц Г. Психодрама: Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено / Г. Лейтц ; пер. с нем. А. М. Боковикова. — Москва : Прогресс. Изд. фирма «Универс», 1994. — 352 с.: ил.
18. Leitts G. Psikhodrama: Teoriya i praktika. Klassicheskaya psikhodrama Ya. L. Moreno / G. Leitts ; per. s nem. A. M. Bokovikova. — Moskva : Progress. Izd. firma «Univers», 1994. — 352 s.: il.
19. 10. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Н. Лутошкин. — Москва, 1988. — 128 с.
20. Lutoshkin A. N. Emotsional’nye potentsialy kollektiva / A. N. Lutoshkin. — Moskva, 1988. — 128 s.
21. 11. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭМИН / Д. В. Люсин // Психологическая диагностика. — 2006. — № 4. — С. 3–22.
22. Lyusin D. V. Novaya metodika dlya izmereniya emotsional’nogo intellekta: oprosnik EMIN / D. V. Lyusin // Psikhologicheskaya diagnostika. — 2006. — № 4. — S. 3–22.
23. 12. Медведь Э. И. Культурно-досуговая деятельность подростков в условиях театрального любительского коллектива / Э. И. Медведь, О. И. Киселева, Т. Д. Белоусов // Среднее профессиональное образование. — 2019. — № 3. — С. 19–23.
24. Medved’ E. I. Kul’turno-dosugovaya deyatel’nost’ podrostkov v usloviyakh teatral’nogo lyubitel’skogo kollektiva / E. I. Medved’, O. I. Kiseleva, T. D. Belousov // Srednee professional’noe obrazovanie. — 2019. — № 3. — S. 19–23.
25. 13. Пирожкова М. А. Культурно-досуговая деятельность как фактор формирования речевой культуры [Электронный ресурс] / М. А. Пирожкова // Вестник культуры. — 2014. — № 3 (27). — С. 96–98. — URL: <a href="https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22507677" target="_blank">https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22507677</a> (дата обращения:
26. Pirozhkova M. A. Kul’turno-dosugovaya deyatel’nost’ kak faktor formirovaniya rechevoi kul’tury [Elektronnyi resurs] / M. A. Pirozhkova // Vestnik kul’tury. — 2014. — № 3 (27). — S. 96–98. — URL: <a href="https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22507677" target="_blank">https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22507677</a> (data obrashche
27. 14. Попова С. Ю. Социальная активность молодежи: состояние проблемы и перспективы развития / С. Ю. Попова, А. В. Селезнева // Образование личности. — 2018. — № 2. — С. 96–103.
28. Popova S. Yu. Sotsial’naya aktivnost’ molodezhi: sostoyanie problemy i perspektivy razvitiya / S. Yu. Popova, A. V. Selezneva // Obrazovanie lichnosti. — 2018. — № 2. — S. 96–103.
29. 15. Поскакалова Т. А. История развития театральных практик в образовании: зарубежный и отечественный опыт / Т. А. Поскакалова // Современная зарубежная психология. — 2021. — Т. 10, № 2. — С. 96–104. — DOI: 10.17759/jmfp.2021100210
30. Poskakalova T. A. Istoriya razvitiya teatral’nykh praktik v obrazovanii: zarubezhnyi i otechestvennyi opyt / T. A. Poskakalova // Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. — 2021. — T. 10, № 2. — S. 96–104. — DOI: 10.17759/jmfp.2021100210
31. 16. Социализация молодежи в современном мире: угрозы, трансформации, конструктивные векторы : коллективная монография / под ред. И. П. Краснощеченко. — Калуга : Изд-во КГУ им. К. Э. Циолковского, 2023. — 252 с.
32. Sotsializatsiya molodezhi v sovremennom mire: ugrozy, transformatsii, konstruktivnye vektory : kollektivnaya monografiya / pod red. I. P. Krasnoshchechenko. — Kaluga : Izd-vo KGU im. K. E. Tsiolkovskogo, 2023. — 252 s.
33. 17. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — Москва, 2002. — 362 с.
34. Fetiskin N. P. Sotsial’no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp / N. P. Fetiskin, V. V. Kozlov, G. M. Manuilov. — Moskva, 2002. — 362 s.
35. 18. Юркина Н. Н. Роль театрального искусства в жизни студенчества XIX — начала ХХ века [Электронный ресурс] / Н. Н. Юркина // Преподаватель ХХI век. — 2021. — № 2–2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/rol-teatralnogo-iskusstva-v-zhizni-studenchestva" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/rol-teatralnogo-iskusstva-v-zhizni-studenchestva</a>
36. Yurkina N. N. Rol’ teatral’nogo iskusstva v zhizni studenchestva XIX — nachala KhKh veka [Elektronnyi resurs] / N. N. Yurkina // Prepodavatel’ KhKhI vek. — 2021. — № 2–2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/rol-teatralnogo-iskusstva-v-zhizni-studench" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/rol-teatralnogo-iskusstva-v-zhizni-studench</a>
37. 19. Mayer J. D., Salovey P. What is emotional intelligence? // P. Salovey, D. J. Sluyter (Eds.), Emotional Development and Emotional Intelligence: Implications for Educators. — New York, 1997. — P. 3–34.
38. 20. Mayer J. D. Emotional intelligence / J. D. Mayer, P. Salovey // Imagination, cognition, and personality. — 1990. — Vol. 9. — Iss. 3. — P. 185–211.

Остальные статьи