Дата публикации: 01.01.2024

Педагогический анализ воспитания политической культуры у военнослужащих Народно-освободительной армии Китая

Аннотация

В статье проводится анализ воспитания политической культуры военнослужащих вооруженных сил Китайской Народной Республики. На основе обобщения зарубежных нормативных документов и научной литературы выявлены характерные особенности воспитания политической культуры военнослужащих Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Методы, используемые в статье: теоретический и практический анализ педагогической литературы, нормативных документов, синтез, обобщение. Результат: обобщен опыт воспитания политической культуры у военнослужащих НОАК.




Анализ отечественной и зарубежной научной литературы показал, что опыт воспитания политической культуры у военнослужащих армий  и силовых ведомств зарубежных государств весьма разнообразен — политическая культура военнослужащих является составной частью общей культуры, сложившейся в той или иной стране. В этом смысле политическая культура понимается как содержащиеся в культуре определенной страны явления, которые относятся к миру политики и на которые значительно влияют характерные для этого сообщества общецивилизационные компоненты жизни: религия, национальный менталитет, уровень развития, образование, педагогические традиции и т. д. В авторской системе моделей политической культуры военнослужащих армий зарубежных государств (западная, восточная, китайская, латиноамериканская, африканская, индийская, японская модели) особое место занимает китайская (синская) модель [5, с. 21–35].

Как показывают исторические исследования, для общественнополитического строя традиционного Китая преобладающую роль в регулировании отношений играли нормы морали, на основе которых складывались политико-правовые регламентации. Издревле китайцы руководствовались принципами «ли», представляющими собой нормы поведения, выработанные в I тысячелетии до н. э. Создание концепции «ли» предписывается древнему китайскому мыслителю и философу Конфуцию (ок. 551 до н. э. — 479 до н. э.). Его учение оказало глубокое влияние на жизнь как Китая, так и Восточной Азии и стало основой философской системы, известной как конфуцианство [1, с. 68–73].

Важно отметить, что конфуцианство — это доктрина, приспособившая древние этические нормы к современной реальности, поэтому на современном этапе, несмотря на главенствующую роль социалистической идеологии в Китайской Народной Республике (далее КНР), традиционные конфуцианские взгляды по-прежнему остаются характерной чертой ее политической культуры и являются составной частью культурной матрицы синской цивилизации. В связи с этим термин «синский», который употребляют многие ученые, подходяще описывает общую культуру КНР, а также родственные культуры Вьетнама и Кореи [8, с. 39].

Сохранивший многие черты цивилизации «доосевого времени», китайский социум демонстрирует, что в рамках конфуцианской традиции государство — это большая семья, где каждый должен знать свое место. Кроме того, стоит отметить, что идеи покорности в китайском обществе — одна из основных идей этических норм конфуцианства. К ним относятся почитание родителей (сяо), подчинение младших братьев старшему брату (ди), подчинение подданных своему правителю. Все это нашло отражение в понятии «преданность» (чжун), которое безусловно проявляется и в китайской военной организации. Одним из столпов многовековой китайской государственности также является легизм, который отстаивает принцип этатизма и оправдывает любую деятельность правителя, если она направлена во благо государства (данная теория управления государством предусматривала введение жесткой военной дисциплины и максимальное укрепление армии как неотъемлемых атрибутов «идеального государства») [4].

Стоит отметить, что целостность государства и моральный авторитет власти базируются на признании рядовыми гражданами этих ценностей в качестве фундаментальных устоев стабильности общества. Конфуцианская этика создает прочный фундамент для всей политической организации общества, в которой выполнение социально-политических обязанностей каждым человеком приобретает высший смысл. В связи с этим руководство КНР обратилось к основам, заложенным в конфуцианстве, особенно к тем, которые относятся к сфере заботы о воспитании народа.

Список литературы

1. Мугалов М. А. Идейно-нравственное и патриотическое воспитание военнослужащих в вооруженных силах Китая [Электронный ресурс] / М. А. Мугалов. — URL: <a href="https://articlekz.com/article/8360" target="_blank">https://articlekz.com/article/8360</a> (дата обращения: 20.01.2024).
2. China military [Electronic resource]. — URL: <a href="http://www.81.cn" target="_blank">http://www.81.cn</a> (date of the application: 24.01.2024).
3. Шитов А. В. Высший орган стратегического и оперативно-стратегического военного управления Китая [Электронный ресурс] / А. В. Шитов. — URL: <a href="http://eurasiandefence.ru/?q=node/47715&ysclid=l4zwyvpzh9608484017" target="_blank">http://eurasiandefence.ru/?q=node/47715&ysclid=l4zwyvpzh9608484017</a> (дата обращения: 20.01.2024).
4. Цзяньминь В. Формирование высоких политических качеств в квалифицированной манере [Электронный ресурс] / В.Цзяньминь, Ч. Хайянг // Qiushi.— 2007.— 1августа.
5. Сыроежкин К. В. Современная военная элита Китая / К. В. Сыроежкин // Казахстан в глобальных процессах. — 2008. — № 3. — С. 35–45.
6. Си Цзиньпин. О государственном управлении / Си Цзиньпин. — Пекин : Издательство литературы на иностранных языках, 2014. — С. 299.
7. Си Цзиньпин заявил о цели превратить НОАК в армию мирового класса [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://ria.ru/20210701/noak-1739340448.html" target="_blank">https://ria.ru/20210701/noak-1739340448.html</a> (дата обращения: 24.01.2024).
8. Правила выборов депутатов НОАК во ВНСП и местные СНП различных ступеней не ниже уездного [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://chinalawinfo.ru/constitutional_law/measures_pla_represent_npc_election-2" target="_blank">https://chinalawinfo.ru/constitutional_law/measures_pla_represent_npc_election-2</a> (дата обращения: 24.01.2024).
9. «На флоте правят комиссары»: в США оценили командование в китайских ВМС [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://topwar.ru/172836-na-flote-pravjat-komissaryv-ssha-ocenili-komandovanie-v-kitajskih-vms.html" target="_blank">https://topwar.ru/172836-na-flote-pravjat-komissaryv-ssha-ocenili-komandovanie-v-kitajskih-vms.html</a> (дата обращения: 24.01.2024).
10. Алёхин И. А. История педагогики : учебник / И. А. Алёхин, Е. И. Федак. — 2-е изд., перер. — Москва, 2019.
11. Министерство национальной обороны КНР [Электронный ресурс]. — URL: eng.mod.gov.cn (дата обращения: 24.01.2024).
12. Евстифеев А. В. Становление и развитие политической культуры в историческом процессе / А.В.Евстифеев // Глобальный научный потенциал.— 2021.— №2.— С. 38–41.
13. Всестороннее улучшение способности нашей армии для выполнения своей исторической миссии в новом веке и новой фазе // Jiefangjun bао. — 2009. — 1 января.
14. В Китае обнародовано руководство по построению системы идейно-политического воспитания народной армии в новую эпоху [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> russian.news.cn/2021-04/07/c_139864906.htm (дата обращения: 20.06.2022).
15. Военная педагогика : учебник для вузов / И. А. Алёхин [и др.] / под общ. ред. И. А. Алёхина. — Москва : Юрайт, 2023. — 414 с. — (Серия 76, Высшее образование).
16. «Винтовка рождает власть»: роль армии в Китае [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://bstudy.net/962795/politika/vostochnaya_aziya?ysclid=l4ybjl1d4s598848830" target="_blank">https://bstudy.net/962795/politika/vostochnaya_aziya?ysclid=l4ybjl1d4s598848830</a> (дата обращения: 20.01.2024).
17. Взяли под козырек. Как китайская армия становится опорой власти Си Цзиньпина [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://carnegie.ru/commentary/74719" target="_blank">https://carnegie.ru/commentary/74719</a> (дата обращения: 20.01.2024).
18. Алёхин И. А. Воспитание политической культуры у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации / И. А. Алёхин, А. В. Евстифеев, В. А. Собина / Мир образования — образование в мире. — 2023. — № 1 (89). — С. 74–81.

Остальные статьи