Педагогический анализ воспитания политической культуры у военнослужащих Народно-освободительной армии Китая
Аннотация
В статье проводится анализ воспитания политической культуры военнослужащих вооруженных сил Китайской Народной Республики. На основе обобщения зарубежных нормативных документов и научной литературы выявлены характерные особенности воспитания политической культуры военнослужащих Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Методы, используемые в статье: теоретический и практический анализ педагогической литературы, нормативных документов, синтез, обобщение. Результат: обобщен опыт воспитания политической культуры у военнослужащих НОАК.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 01/2024 |
Страницы | 49-59 |
УДК | 37.013.2 |
DOI | 10.51944/20738536_2024_1_49 |
Анализ отечественной и зарубежной научной литературы показал, что опыт воспитания политической культуры у военнослужащих армий и силовых ведомств зарубежных государств весьма разнообразен — политическая культура военнослужащих является составной частью общей культуры, сложившейся в той или иной стране. В этом смысле политическая культура понимается как содержащиеся в культуре определенной страны явления, которые относятся к миру политики и на которые значительно влияют характерные для этого сообщества общецивилизационные компоненты жизни: религия, национальный менталитет, уровень развития, образование, педагогические традиции и т. д. В авторской системе моделей политической культуры военнослужащих армий зарубежных государств (западная, восточная, китайская, латиноамериканская, африканская, индийская, японская модели) особое место занимает китайская (синская) модель [5, с. 21–35].
Как показывают исторические исследования, для общественнополитического строя традиционного Китая преобладающую роль в регулировании отношений играли нормы морали, на основе которых складывались политико-правовые регламентации. Издревле китайцы руководствовались принципами «ли», представляющими собой нормы поведения, выработанные в I тысячелетии до н. э. Создание концепции «ли» предписывается древнему китайскому мыслителю и философу Конфуцию (ок. 551 до н. э. — 479 до н. э.). Его учение оказало глубокое влияние на жизнь как Китая, так и Восточной Азии и стало основой философской системы, известной как конфуцианство [1, с. 68–73].
Важно отметить, что конфуцианство — это доктрина, приспособившая древние этические нормы к современной реальности, поэтому на современном этапе, несмотря на главенствующую роль социалистической идеологии в Китайской Народной Республике (далее КНР), традиционные конфуцианские взгляды по-прежнему остаются характерной чертой ее политической культуры и являются составной частью культурной матрицы синской цивилизации. В связи с этим термин «синский», который употребляют многие ученые, подходяще описывает общую культуру КНР, а также родственные культуры Вьетнама и Кореи [8, с. 39].
Сохранивший многие черты цивилизации «доосевого времени», китайский социум демонстрирует, что в рамках конфуцианской традиции государство — это большая семья, где каждый должен знать свое место. Кроме того, стоит отметить, что идеи покорности в китайском обществе — одна из основных идей этических норм конфуцианства. К ним относятся почитание родителей (сяо), подчинение младших братьев старшему брату (ди), подчинение подданных своему правителю. Все это нашло отражение в понятии «преданность» (чжун), которое безусловно проявляется и в китайской военной организации. Одним из столпов многовековой китайской государственности также является легизм, который отстаивает принцип этатизма и оправдывает любую деятельность правителя, если она направлена во благо государства (данная теория управления государством предусматривала введение жесткой военной дисциплины и максимальное укрепление армии как неотъемлемых атрибутов «идеального государства») [4].
Стоит отметить, что целостность государства и моральный авторитет власти базируются на признании рядовыми гражданами этих ценностей в качестве фундаментальных устоев стабильности общества. Конфуцианская этика создает прочный фундамент для всей политической организации общества, в которой выполнение социально-политических обязанностей каждым человеком приобретает высший смысл. В связи с этим руководство КНР обратилось к основам, заложенным в конфуцианстве, особенно к тем, которые относятся к сфере заботы о воспитании народа.