Дата публикации: 01.01.2024

Система военно-патриотического воспитания современной молодежи: направленность, содержание, планируемые результаты (на примере Арктического региона Кольского Заполярья

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления и формы работы с молодежью по военно-патриотическому воспитанию на примере Арктического региона Кольского Заполярья, раскрывается его концептуальный блок, который содержит подходы и принципы военно-патриотического воспитания; целевой блок, определяющий цель и задачи; блок взаимосвязей возрастной и социальной преемственности, отражающий логику взаимодействий и преемственностей дошкольного, школьного, высшего и дополнительного образования, а также службу в Вооруженных Силах РФ. Наибольший интерес представляет содержательный блок, который включает вопросы духовно-нравственного воспитания молодежи, военно-патриотической работы с молодежью, профессионально-технической подготовки, военно-прикладного спорта, общей физической подготовки и др. Заключительным блоком является оценочно-результативный блок, который раскрывает результаты функционирования системы и констатирует ее актуализацию.




Как известно, проблема патриотического воспитания молодежи была актуальна в истории России во все времена. Патриотизм играл особую роль в духовно-нравственном воспитании личности и влиял буквально на все процессы становления общества и государства. Вопросы патриотического и военно-патриотического воспитания молодежи освещены в работах многих ученых: И. А. Алёхина, В. А. Барабанщикова, И. И. Болдырева, Н. А. Добролюбова, И. А. Ильина, Д. С. Лихачева, В. И. Лутовинова, К. К. Масюченко, В. П. Манухина, Е. А. Пеньковского, И. А. Полищука, Т. С. Сидельниковой, Ю. В. Сысоева, А. Н. Томилина, Г. П. Федотова, А. П. Шарухина и др.

Сегодня в связи с обострившейся внешнеполитической обстановкой активно актуализируется проблема формирования патриотического мышления у граждан страны.

В Российской Федерации разработана и успешно функционирует государственная молодежная политика, которая в том числе направлена на противодействие внешнеполитическим вызовам и угрозам. Она представляет собой систему мер нормативно-правового, финансовоэкономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера и реализуется на основе активного межведомственного взаимодействия гражданских, воинских организаций и сообществ. Эти меры направлены на военнопатриотическое, духовно-нравственное, морально-психологическое и физическое воспитание молодежи [13].

Следует отметить ряд основных нормативно-законодательных актов, постановлений, указов и приказов, на которых строится система военно-патриотического воспитания молодежи [6; 7], а именно Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [15], основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [10], федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», приказ министра обороны Российской Федерации «Об утверждении порядка взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации» [11], приказ министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» [12] и др.

Советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский писал: «Сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота. Воспитать патриота — это значит наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек познает и делает» [14, с. 149]. Следуя высказыванию великого педагога, можно заметить, что система патриотического, а соответственно военно-патриотического воспитания должна работать с детского возраста, а фундамент должна закладывать семья, дошкольные образовательные организации, а впоследствии организации дополнительного, среднего, высшего образования, Вооруженные Силы РФ.

Список литературы

1. Алёхин И. А. Патриотическое воспитание студенческой молодежи в истории России / И. А. Алёхин // Мир образования — образование в мире. — 2012. — № 3 (47). — С. 22–31.
2. Алёхин И. А. О совершенствовании военно-педагогической подготовки курсантов военных вузов на основе участия в военно-патриотической работе с допризывной молодежью / И. А. Алёхин, В. Б. Ковальский // Мир образования — образование в мире. — 2023. — № 1 (
3. Богданов И. В. Инновационный подход в духовно-нравственном, патриотическом, физкультурно-оздоровительном воспитании семей / И. В. Богданов // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право : сб. науч. труд
4. Военная педагогика и психология / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. П. Утлик, Н. Ф. Феденко / под ред. А. В. Барабанщикова. — Москва : Воениздат, 1986. — 240 с.
5. Горшкова В. В. Феноменологические основания национального духовно-нравственного воспитания / В. В. Горшкова, И. В. Богданов // Наследие великого русского педагога К. Д. Ушинского : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием : сб. трудов
6. Лутовинов В. И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи : учеб.-метод. пособие / В. И. Лутовинов ; Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации / под ред. С. В. Смульского. — Москва : Изд-во РАГС, 2010. — 170 с.
7. Лутовинов В. И. Методические рекомендации по организации патриотического (военно-патриотического) воспитания / В. И. Лутовинов ; под общ. ред. Н. В. Стаськова. — Москва : Сотис, 2018. — 128 с.
8. Макаренко А. С. Соч. в 7 томах. Т. 5 / А. С. Макаренко. — Москва, 1958. — С. 558.
9. О воспитании детей и юношества. Традиции русской гуманистической педагогики (по трудам К. Д. Ушинского). — Москва : Армита-Русь, ИД Амонашвили, 2023. — 224 с.
10. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р) [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://proletschool-2.gosuslugi.ru/" target="_blank">https://proletschool-2.gosuslugi.ru/</a> netcat_files
11. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2014 года № 745 «Об утверждении порядка взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении
12. Приказ Министра обороны РФ от 28 декабря 2021 г. № 803 «Об утверждении Руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://mil.ru/files/" target="_blank">https://mil.ru/files/</a> Prikaz_803ot28.12.2021.pdf (дата
13. Самосват Д. М. Основные направления деятельности Министерства обороны Российской Федерации по военно-патриотическому воспитанию молодежи [Электронный ресурс] / Д. М. Самосват // Армейский сборник. — 2023. — № 3. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> army.ric.mil.ru/Stati/i
14. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — Москва : Тион, 2023. — 416 с.
15. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> base.garant.ru/74404210 (дата обращения: 13.03.2024).

Остальные статьи