Система военно-патриотического воспитания современной молодежи: направленность, содержание, планируемые результаты (на примере Арктического региона Кольского Заполярья
Аннотация
В статье рассматриваются основные направления и формы работы с молодежью по военно-патриотическому воспитанию на примере Арктического региона Кольского Заполярья, раскрывается его концептуальный блок, который содержит подходы и принципы военно-патриотического воспитания; целевой блок, определяющий цель и задачи; блок взаимосвязей возрастной и социальной преемственности, отражающий логику взаимодействий и преемственностей дошкольного, школьного, высшего и дополнительного образования, а также службу в Вооруженных Силах РФ. Наибольший интерес представляет содержательный блок, который включает вопросы духовно-нравственного воспитания молодежи, военно-патриотической работы с молодежью, профессионально-технической подготовки, военно-прикладного спорта, общей физической подготовки и др. Заключительным блоком является оценочно-результативный блок, который раскрывает результаты функционирования системы и констатирует ее актуализацию.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 01/2024 |
Страницы | 37-48 |
УДК | 37.035.6 |
DOI | 10.51944/20738536_2024_1_37 |
Как известно, проблема патриотического воспитания молодежи была актуальна в истории России во все времена. Патриотизм играл особую роль в духовно-нравственном воспитании личности и влиял буквально на все процессы становления общества и государства. Вопросы патриотического и военно-патриотического воспитания молодежи освещены в работах многих ученых: И. А. Алёхина, В. А. Барабанщикова, И. И. Болдырева, Н. А. Добролюбова, И. А. Ильина, Д. С. Лихачева, В. И. Лутовинова, К. К. Масюченко, В. П. Манухина, Е. А. Пеньковского, И. А. Полищука, Т. С. Сидельниковой, Ю. В. Сысоева, А. Н. Томилина, Г. П. Федотова, А. П. Шарухина и др.
Сегодня в связи с обострившейся внешнеполитической обстановкой активно актуализируется проблема формирования патриотического мышления у граждан страны.
В Российской Федерации разработана и успешно функционирует государственная молодежная политика, которая в том числе направлена на противодействие внешнеполитическим вызовам и угрозам. Она представляет собой систему мер нормативно-правового, финансовоэкономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера и реализуется на основе активного межведомственного взаимодействия гражданских, воинских организаций и сообществ. Эти меры направлены на военнопатриотическое, духовно-нравственное, морально-психологическое и физическое воспитание молодежи [13].
Следует отметить ряд основных нормативно-законодательных актов, постановлений, указов и приказов, на которых строится система военно-патриотического воспитания молодежи [6; 7], а именно Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [15], основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [10], федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», приказ министра обороны Российской Федерации «Об утверждении порядка взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации» [11], приказ министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» [12] и др.
Советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский писал: «Сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота. Воспитать патриота — это значит наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек познает и делает» [14, с. 149]. Следуя высказыванию великого педагога, можно заметить, что система патриотического, а соответственно военно-патриотического воспитания должна работать с детского возраста, а фундамент должна закладывать семья, дошкольные образовательные организации, а впоследствии организации дополнительного, среднего, высшего образования, Вооруженные Силы РФ.