Кадровая политика или кадровый резерв? Из истории образования
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы российской образовательной системы. Вскрываются основные причины этих проблем, в частности отсутствия кадровой политики в системе образования, преклонения в этом вопросе перед чуждым для нас зарубежным опытом, бездумного, постоянного реформирования этой системы, отсутствия творческой дискуссии по проблеме совершенствования всех уровней образования в нашей стране и др.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 01/2024 |
Страницы | 30-36 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738536_2024_1_30 |
Поставленный в заголовке вопрос представляется интересным. Почему он так поставлен?
С изменением социально-экономической формации в России в конце прошлого века поменялась и кадровая парадигма. В погоне за уничтожением всего советского и установлением всего демократического с водой выплеснули и ребенка. Сколько с этим подходом наломали дров, описать невозможно, но ясно одно: разгребать эти авгиевы конюшни современному руководству достаточно трудно. Сегодня, правда, многое из советского возвращается (добровольные дружины, комплекс ГТО, медвытрезвители и т. д.). Однако в принципиальных вопросах изменения практически не происходят, или только имитируются, или же непрерывно модернизируются, или же направляются по ложным путям. Таким ложным путем, на наш взгляд, является путь кадрового обеспечения всех отраслей народного хозяйства. Этот ложный путь называется «кадровый резерв». Чтобы понять, что же это такое, стоит провести маленький экскурс в советское прошлое. Там такого понятия, как «кадровый резерв», не было. А разрабатывалась кадровая политика.
Как известно, кадровая политика в советское время предполагала выращивание кадров снизу доверху. Так, например, прежде чем стать руководителем предприятия или любого образовательного учреждения, человек должен пройти все ступени этого ведомства, предприятия или образования, начиная с рабочего, бригадира, начальника цеха, начальника производства, просто учителя, а уж затем ему предлагали стать директором предприятия, школы. Что давало такое кадровое прохождение? При таком карьерном росте формировался специалист, профессионал, знающий все тонкости производства на всех его участках и этапах, владеющий технологическими особенностями производства, решения задач.
Так, например, директором школы не мог стать простой выпускник педагогического вуза. Им мог стать только педагог, прошедший все ступени педагогической деятельности, получивший высшее образование и признание в педагогическом сообществе не только школы, но и региона. К примеру, директором школы № 4 города Энгельса в 1941–1955 годах была М. Г. Жбанова, учитель географии, кавалер ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени. Один только вид ее наград вызывал у нас, учеников, чувство глубокого уважения.
Под предлогом кадрового омоложения всех сторон жизни нашего общества был придуман «кадровый резерв». В чем его сущность? В том, чтобы выбрать из молодежной среды наиболее «шустрого», «продвинутого», «креативного», умеющего лучше других решать ситуативные задачки, тесты, предлагать оригинальные решения и т. д. А профессионализм? А он, нам говорят, и не нужен. Назначим на должность, а там он и научится всему, он молодой, времени учиться у него много. Отсюда вырастают неэффективные руководители (вплоть до губернаторских должностей). Классический пример из недавнего прошлого, связанный с назначением главой Роскосмоса не специалиста в этой обрасти, а обыкновенного журналиста. Как журналист Д. Рогозин был неплохим специалистом, но при чем здесь космос? Да еще космос всей страны? В результате его деятельности в космос полетели не разведывательные спутники, а режиссер и актриса. В печати тогда справедливо, с издевкой писали: «Хоть в чем-то Роскосмос под руководством Д. Рогозина опередил НАСА — повез на дорогущем космическом корабле ради потехи актрису и режиссера для съемок игрового художественного фильма». То же можно сказать и об авиастроении. Например, сегодня ощущается острая нехватка специалистов разного профиля в этой возрождающейся отрасли.