Академия педагогических и социальных наук Российской Федерации в конце ХХ — начале ХХI века как научная площадка для диалога наук и образовательных практик (фрагменты из опыта сотрудничества)
Аннотация
В статье показаны фрагменты организации работы Академии педагогических и социальных наук по обогащению кадрового состава ученых России, Беларуси и зарубежных государств в целях активизации новых совместных метапредметных научных исследований (философия, культурология, психология, филология, педагогика и др.) на постсоветском образовательном пространстве. Описаны некоторые формы эффективного сотрудничества ученых разных государств с автором данной статьи. Отмечен уровень влияния сотрудничества и внедрения результатов исследования в образовательные практики учебных учреждений на качество подготовки научных кадров.
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 01/2024 |
Страницы | 15-30 |
УДК | 001.32(470+571)(091)|19/20| |
DOI | 10.51944/20738536_2024_1_15 |
Введение
В 1992 году Академия педагогических и социальных наук Российской Федерации (АПСН РФ), созданная Д. И. Фельдштейном и А. Г. Асмоловым, объединила на постсоветском пространстве ученыхпедагогов, психологов, философов, историков, методистов, социологов, руководителей образовательных учреждений и учителей, которые исследовали проблемы развития образования в постоянно меняющемся мире и могли обменяться на сессии АПСН своими научными результатами, сопоставить их и выработать пути дальнейшего развития.
В состав АПСН тогда входили свыше 700 действительных членов и членов-корреспондентов из разных регионов Российской Федерации, стран СНГ, Европы и Балтии, других зарубежных стран, для которых АПСН стала диалоговой площадкой науки и практики. Будучи учителемметодистом, заслуженным учителем Беларуси, создавшим в 1984 году в белорусской школе литературный музей А. С. Пушкина, а в 1994 году защитившим диссертацию в Москве в Институте национальных проблем образования и ставшим кандидатом педагогических наук, а позже и доцентом, имея на то время уже более ста публикаций, я тоже была рекомендована российскими учеными (профессорами М. В. Черкезовой и С. К. Бирюковой) в 2002 году в члены-корреспонденты АПСН РФ, а после защиты докторской диссертации в 2008 году — в действительные члены АПСН РФ. За годы работы в АПСН я познакомилась с учеными России, Румынии, Молдовы, Англии, Германии, США, Ирана, Польши, Грузии, Азербайджана, Таджикистана, Украины и других государств и начала сотрудничество с ними. А позже смогла обсуждать актуальные проблемы современного образования, развиваться как ученый, исследующий методику преподавания русской литературы в инонациональной среде, обсуждать и сопоставлять данные научных исследований, обозначив при этом особую роль краеведческих материалов и путей их использования на уроках и во внеклассной работе в целях воспитания патриотов Отечества.
Метод исследования
В статье я поделюсь фрагментами сотрудничества с российскими и зарубежными учеными, отношения с которыми и сегодня, в наше неспокойное время, не прерываются, а работают во благо развития науки и качества образования, а также покажу, как за более чем 25 лет работы в АПСН1 под руководством ведущих ученых [президент — Валерий Александрович Тишков, доктор исторических наук, профессор, директор Института этнологии и антропологии Российской академии наук (РАН), член-корреспондент РАН, и вице-президент — Светлана Константиновна Бондырева, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, ректор НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт»] были изучены многие актуальные вопросы обучения и воспитания молодежи (рис. 1).