Дата публикации: 01.01.2024

Академия педагогических и социальных наук Российской Федерации в конце ХХ — начале ХХI века как научная площадка для диалога наук и образовательных практик (фрагменты из опыта сотрудничества)

Аннотация

В статье показаны фрагменты организации работы Академии педагогических и социальных наук по обогащению кадрового состава ученых России, Беларуси и зарубежных государств в целях активизации новых совместных метапредметных научных исследований (философия, культурология, психология, филология, педагогика и др.) на постсоветском образовательном пространстве. Описаны некоторые формы эффективного сотрудничества ученых разных государств с автором данной статьи. Отмечен уровень влияния сотрудничества и внедрения результатов исследования в образовательные практики учебных учреждений на качество подготовки научных кадров.




Введение

В 1992 году Академия педагогических и социальных наук Российской Федерации (АПСН РФ), созданная Д. И. Фельдштейном и А. Г. Асмоловым, объединила на постсоветском пространстве ученыхпедагогов, психологов, философов, историков, методистов, социологов, руководителей образовательных учреждений и учителей, которые исследовали проблемы развития образования в постоянно меняющемся мире и могли обменяться на сессии АПСН своими научными результатами, сопоставить их и выработать пути дальнейшего развития.

В состав АПСН тогда входили свыше 700 действительных членов и членов-корреспондентов из разных регионов Российской Федерации, стран СНГ, Европы и Балтии, других зарубежных стран, для которых АПСН стала диалоговой площадкой науки и практики. Будучи учителемметодистом, заслуженным учителем Беларуси, создавшим в 1984 году в белорусской школе литературный музей А. С. Пушкина, а в 1994 году защитившим диссертацию в Москве в Институте национальных проблем образования и ставшим кандидатом педагогических наук, а позже и доцентом, имея на то время уже более ста публикаций, я тоже была рекомендована российскими учеными (профессорами М. В. Черкезовой и С. К. Бирюковой) в 2002 году в члены-корреспонденты АПСН РФ, а после защиты докторской диссертации в 2008 году — в действительные члены АПСН РФ. За годы работы в АПСН я познакомилась с учеными России, Румынии, Молдовы, Англии, Германии, США, Ирана, Польши, Грузии, Азербайджана, Таджикистана, Украины и других государств и начала сотрудничество с ними. А позже смогла обсуждать актуальные проблемы современного образования, развиваться как ученый, исследующий методику преподавания русской литературы в инонациональной среде, обсуждать и сопоставлять данные научных исследований, обозначив при этом особую роль краеведческих материалов и путей их использования на уроках и во внеклассной работе в целях воспитания патриотов Отечества.

Метод исследования

В статье я поделюсь фрагментами сотрудничества с российскими и зарубежными учеными, отношения с которыми и сегодня, в наше неспокойное время, не прерываются, а работают во благо развития науки и качества образования, а также покажу, как за более чем 25 лет работы в АПСН1 под руководством ведущих ученых [президент — Валерий Александрович Тишков, доктор исторических наук, профессор, директор Института этнологии и антропологии Российской академии наук (РАН), член-корреспондент РАН, и вице-президент — Светлана Константиновна Бондырева, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, ректор НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт»] были изучены многие актуальные вопросы обучения и воспитания молодежи (рис. 1).

Список литературы

1. 1. Александр Исаевич Солженицын на постсоветском пространстве: история и современность : коллективная монография / под общ. ред. М. П. Жигаловой. — Брест : БрГТУ, 2018. — 324 с.
2. Aleksandr Isaevich Solzhenitsyn na postsovetskom prostranstve: istoriya i sovremennost' : kollektivnaya monografiya / pod obshch. red. M. P. Zhigalovoi. — Brest : BrGTU, 2018. — 324 s.
3. 2. Беженару Л. Е. [Рецензия] / Л. Е. Беженару, М. П. Жигалова // Тюркология. — 2021. — № 1. — С. 84–94. — Рец. на кн.: Габиббейли, Иса. Литература, время, современность / Иса Габиббейли. — Москва : Художественная литература, 2019. — 416 с.
4. Bezhenaru L. E. [Retsenziya] / L. E. Bezhenaru, M. P. Zhigalova // Tyurkologiya. — 2021. — № 1. — S. 84–94. — Rets. na kn.: Gabibbeili, Isa. Literatura, vremya, sovremennost’ / Isa Gabibbeili. — Moskva : Khudozhestvennaya literatura, 2019. — 416 s.
5. 3. Жигалова М. П. Русская литература XX века в старших классах : пособие для учителей общеобразовательной школы / М. П. Жигалова. — Минск : Аверсэв, 2003. — 220 с.
6. Zhigalova M. P. Russkaya literatura XX veka v starshikh klassakh : posobie dlya uchitelei obshcheobrazovatel’noi shkoly / M. P. Zhigalova. — Minsk : Aversev, 2003. — 220 s.
7. 4. Жигалова М.П.Сравнительная этнопедагогика и история культуры (к вопросу постижения основ духовной культуры Греции и Рима школьниками Республики Беларусь) / М. П. Жигалова // Мир образования — образование в мире. — 2003. — № 1. — С. 52–78.
8. Zhigalova M.P.Sravnitel’naya etnopedagogika i istoriya kul’tury (k voprosu postizheniya osnov dukhovnoi kul’tury Gretsii i Rima shkol’nikami Respubliki Belarus’) / M. P. Zhigalova // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2003. — № 1. — S. 52–78.
9. 5. Жигалова М. П. Типология анализа произведений русской литературы : монография / М. П. Жигалова. — Брест : БрГУ, 2004. — 300 с.
10. Zhigalova M. P. Tipologiya analiza proizvedenii russkoi literatury : monografiya / M. P. Zhigalova. — Brest : BrGU, 2004. — 300 s.
11. 6. Жигалова М. П. Некоторые особенности преподавания русской литературы в белорусском этногенезе / М. П. Жигалова // Известия Академии педагогических и социальных наук. — 2005. — Вып. IX. — С. 434–444.
12. Zhigalova M. P. Nekotorye osobennosti prepodavaniya russkoi literatury v belorusskom etnogeneze / M. P. Zhigalova // Izvestiya Akademii pedagogicheskikh i sotsial’nykh nauk. — 2005. — Vyp. IX. — S. 434–444.
13. 7. Жигалова М. П. Этнокультурное белорусское пространство и время в «Полесском цикле» А. И. Куприна / М. П. Жигалова // Миграция: проблемы и решения : сб. ст. — Москва, 2007. — С. 94–98.
14. Zhigalova M. P. Etnokul’turnoe belorusskoe prostranstvo i vremya v «Polesskom tsikle» A. I. Kuprina / M. P. Zhigalova // Migratsiya: problemy i resheniya : sb. st. — Moskva, 2007. — S. 94–98.
15. 8. Жигалова М. П. Биография художника слова — один из путей формирования мировоззрения и духовности школьников на этапе межпоколенческого перехода / М. П. Жигалова // Известия Академии педагогических и социальных наук. — 2008. — Вып. XII, ч. 1. — С. 469–4
16. Zhigalova M. P. Biografiya khudozhnika slova — odin iz putei formirovaniya mirovozzreniya i dukhovnosti shkol’nikov na etape mezhpokolencheskogo perekhoda /M. P. Zhigalova // Izvestiya Akademii pedagogicheskikh i sotsial’nykh nauk. — 2008. — Vyp. XII, ch.
17. 9. Жигалова М. П. Изучение русской культуры: литературное произведение как интеграция культуроведческих и коммуникативных моделей / М. П. Жигалова // Мир образования — образование в мире. — 2008. — № 1, прил. 3. — С. 431–441.
18. Zhigalova M. P. Izuchenie russkoi kul’tury: literaturnoe proizvedenie kak integratsiya kul’turovedcheskikh i kommunikativnykh modelei / M. P. Zhigalova // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2008. — № 1, pril. 3. — S. 431–441.
19. 10. Жигалова М. П. Интерпретация и анализ в литературе: теория и практика : монография / М. П. Жигалова. — 2-е изд., доп. — Брест : БрГУ, 2011. — 269 с.
20. Zhigalova M. P. Interpretatsiya i analiz v literature: teoriya i praktika : monografiya / M. P. Zhigalova. — 2-e izd., dop. — Brest : BrGU, 2011. — 269 s.
21. 11. Жигалова М. П. Преподавание русской словесности как средство межкультурной коммуникации в университетах Запада и Востока / М. П. Жигалова // Мир образования — образование в мире. — 2009. — № 2. — С. 78–93.
22. Zhigalova M. P. Prepodavanie russkoi slovesnosti kak sredstvo mezhkul’turnoi kommunikatsii v universitetakh Zapada i Vostoka / M. P. Zhigalova // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2009. — № 2. — S. 78–93.
23. 12. Жигалова М. П. Пути модернизации белорусского педагогического образования в условиях глобализации / М. П. Жигалова // Россия и мир: вчера, сегодня, завтра. Проблемы образования и психологии : сб. науч. ст. — Москва, 2009. — С. 28–44.
24. Zhigalova M. P. Puti modernizatsii belorusskogo pedagogicheskogo obrazovaniya v usloviyakh globalizatsii / M. P. Zhigalova // Rossiya i mir: vchera, segodnya, zavtra. Problemy obrazovaniya i psikhologii : sb. nauch. st. — Moskva, 2009. — S. 28–44.
25. 13. Жигалова М. П. Постижение этновитальности и мультикультурности в литературе как один из путей консолидации общества в современном мире (на примере судьбы и творчества М. Богдановича) / М. П. Жигалова // Известия Российской академии образования. — 2012
26. Zhigalova M. P. Postizhenie etnovital’nosti i mul’tikul’turnosti v literature kak odin iz putei konsolidatsii obshchestva v sovremennom mire (na primere sud’by i tvorchestva M. Bogdanovicha) / M. P. Zhigalova // Izvestiya Rossiiskoi akademii obrazovaniya.
27. 14. Жигалова М. П. Мультикультурная проявленность русскоязычной литературы Беларуси и интерпретация славянского вектора / М. П. Жигалова // Мир образования — образование в мире. — 2014. — № 2. — С. 120–128.
28. Zhigalova M. P. Mul’tikul’turnaya proyavlennost’ russkoyazychnoi literatury Belarusi i interpretatsiya slavyanskogo vektora / M. P. Zhigalova // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2014. — № 2. — S. 120–128.
29. 15. Под звездой великого Пушкина: жизненный и творческий путь Марии Жигаловой : кол. монография / сост. Д. Л. Назарук-Смит [и др.]. — Брест : Изд.-во БрГТУ, 2019. — 315 с.
30. Pod zvezdoi velikogo Pushkina: zhiznennyi i tvorcheskii put’ Marii Zhigalovoi : kol. monografiya / sost. D. L. Nazaruk-Smit [i dr.]. — Brest : Izd.-vo BrGTU, 2019. — 315 s.
31. 16. Род, человек и человечество в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского : к 200-летию со дня рождения писателя / под ред. М. П. Жигаловой. — Минск : А. Н. Вараксин, 2021. — 254 с.
32. Rod, chelovek i chelovechestvo v zhizni i tvorchestve F. M. Dostoevskogo : k 200-letiyu so dnya rozhdeniya pisatelya / pod red. M. P.Zhigalovoi. — Minsk : A. N.Varaksin, 2021. — 254 s.
33. 17. Устав некоммерческого партнерства «Академия педагогических и социальных наук»: Статья 2. Цели и основные направления деятельности Академии. – Москва, 1999. – С. 3.
34. Ustav nekommercheskogo partnerstva «Akademiya pedagogicheskikh i sotsial'nykh nauk»: Stat'ya 2. Tseli i osnovnye napravleniya deyatel'nosti Akademii. – Moskva, 1999g. – S. 3.
35. 18. Этносы и судьбы в современном социуме: теория и практика : кол. монография / под ред. М. П. Жигаловой. — Брест : БрГТУ, 2020. — 204 c.
36. Etnosy i sud’by v sovremennom sotsiume: teoriya i praktika : kol. monografiya / pod red. M. P. Zhigalovoi. — Brest : BrGTU, 2020. — 204 c.

Остальные статьи