Дата публикации: 01.07.2022

Impact-наука: от исследовательского гранта РФФИ до патентов и внедрения разработок

Аннотация

В статье анализируется проектный цикл грантового исследовательского проекта № 19-29-14016 «Методология анализа больших данных в образовании и ее интеграция в программы профессиональной подготовки педагогов и руководителей образования». Раскрываются особенности реализации проекта в условиях изменившейся научно-технологической политики, ее суверенизации. Характеризуются особенности конвертации научно-исследовательских результатов в новые знаниевые системы. Анализируются особенности патентования интеллектуальных продуктов, созданных в результате проекта. Раскрываются особенности институциализации исследовательского проекта в организационную структуру dataэкспертов. Формулируются выводы в контексте концепта «Impact-Science».




Концепт «Impact-Science» — преобразующей науки — интенсивно развивается в экономике знаний, когда создание добавленной стоимости осуществляется на этапе научных разработок и исследований. Сам же Impact измеряется как индекс преобразующего капитала, когда новая методология, формируя новые стандарты, интенсифицирует развитие технологий и влияет тем самым на образование новых сообществ, программ, политик, изменяя существующие до этого практики, становясь драйвером научно-технологического и социально-экономического прогресса.

Параллельно развиваются концепты и практики импакт-бизнеса [52], импакт-стартапов [46], импакт-инвестиций [51], импакт-кластеров [12].

Фонды поддержки научных проектов: Российский научный фонд (РНФ) [41], Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) [42] — также стали определять правила конкурсного отбора грантов, вводя в условия конкурса и правила отчетности по проектам такие индикаторы, как технологическая конвертация результатов исследований и разработок — наличие патентов, внедрений в практику, институциализация прикладных результатов исследований, конвертация результатов исследований в знаниевые системы — наличие образовательных программ высшего образования, созданных на основе результатов исследований. Не случайно миссия РНФ на сайте обозначена фразой: «Создавая фундамент будущего».

В Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» введена ст. 16.4 «Финансирование государственной поддержки инновационной деятельности и особенности финансирования инновационных проектов» [37], в Национальной рамке квалификаций в сфере науки расширены виды деятельности в сфере науки: кроме исследовательской — инновационная и предпринимательская [48]. Все это актуализирует деятельность исследователей не только как ученых, но и как популяризаторов научного знания, организаторов внедрения результатов исследований и разработок, их патентования и коммерциализации, введения их в оборот знаний и формирования новых образовательных программ.

В данной статье охарактеризуем проектный цикл научного проекта, поддержанного трехлетним грантом РФФИ (конкурс междисциплинарных проектов).

Список литературы

1. 51. Forbes составил рейтинг импакт-инвесторов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www.forbes.ru/biznes/437737-vliyatelnye-lyudi-forbes-sostavil-pervyy-reytingimpakt-investorov" target="_blank">https://www.forbes.ru/biznes/437737-vliyatelnye-lyudi-forbes-sostavil-pervyy-reytingimpakt-investorov</a> (дата обращения: 15.08.2022).
2. 50. Эксперты обсудили создание Национальной системы оценки результативности научных исследований и разработок [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=48219" target="_blank">https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=48219</a> (дата обращения: 15.08.2022).
3. 49. Фиофанова О. А. Анализ больших данных в образовании: методология и технологии / О. А. Фиофанова. — М. : Изд-во «Дело» РАНХиГС, 2022.
4. 48. Фиофанова О. А. Система профессиональных квалификаций в сфере науки [Электронный ресурс] / О. А. Фиофанова // Экономика науки. — 2019. — Т. 5, № 3. — Режим доступа: <a href="https://ecna.elpub.ru/jour/article/view/200/0" target="_blank">https://ecna.elpub.ru/jour/article/view/200/0</a> (дата обращения: 15.08.2022).
5. 47. Федерация доказательного развития образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://фдро.рф" target="_blank">https://фдро.рф</a> (дата обращения: 15.08.2022).
6. 46. Технологический конкурс Impact Challenge [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://i.moscow/park/0a2d15e913f64970986ad63e5d22ee11" target="_blank">https://i.moscow/park/0a2d15e913f64970986ad63e5d22ee11</a> (дата обращения: 15.08.2022).
7. 45. Cтандарт доказательных практик развития образования : патент 2020620439 Рос. Федерация / О. А. Агатова. № 2022620277 ; заявл. 09.02.22 ; опубл. 29.03.22, Бюл. № 4.
8. 44. Сберуниверситет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://sberuniversity.ru" target="_blank">https://sberuniversity.ru</a> (дата обращения: 15.08.2022).
9. 43. Cберкласс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://old.sberclass..ru/pmo/" target="_blank">https://old.sberclass..ru/pmo/</a> teacher (дата обращения: 15.08.2022).
10. 42. Российский фонд фундаментальных исследований [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www.rfbr.ru/rffi/ru/about" target="_blank">https://www.rfbr.ru/rffi/ru/about</a> (дата обращения: 15.08.2022).
11. 41. Российский научный фонд [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> rscf.ru (дата обращения: 15.08.2022).
12. 40. Российская электронная школа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> resh.edu.ru (дата обращения: 15.08.2022).
13. 39. Российская Федерация. Правительство. О системе управления государственными программами Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 26 мая 2021 г. № 786. — Режим доступа: <a href="http://static.government.ru/media/acts/" target="_blank">http://static.government.ru/media/acts/</a> files/1
14. 38. Российская Федерация. Правительство. О переводе государственной программы «Развитие образования» на проектное управление с 2018 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 26 дек. 2017 г. № 1642. — Режим доступа: <a href="http://government." target="_blank">http://government.</a> r
15. 37. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 июля 2020 г. № 309-ФЗ. — Режим доступа: <a href="https://www.consultant.ru/cons/cgi/online." target="_blank">https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.</a>
16. 36. Рейтинги школ по регионам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> raex-rr.com/education/schools/central_schools/rating_of_schools_of_central_region (дата обращения: 15.08.2022).
17. 35. Рейтинги школ по профилям [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> raex-rr.com/education/schools/russian_schools/rating_of_economic_schools (дата обращения: 15.08.2022).
18. 34. Рейтинги школ по конкурентоспособности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://raexrr.com/education/schools/russian_schools/rating_of_schools_by_graduates_competitiveness" target="_blank">https://raexrr.com/education/schools/russian_schools/rating_of_schools_by_graduates_competitiveness</a> (дата обращения: 15.08.2022).
19. 52. Impact Hub Moscow [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://impacthubmoscow." target="_blank">https://impacthubmoscow.</a> net/impact-club (date of the application: 15.08.2022).
20. 53. ISO/IEC 20546:2019. Information technology — Big data — Overview and vocabulary [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.iso.org/standard/68305.html" target="_blank">https://www.iso.org/standard/68305.html</a> (date of the application: 15.08.2022).
21. 54. ISO/IEC AWI 23894. Information technology — Artificial intelligence — Risk management [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.iso.org/standard/77304.html" target="_blank">https://www.iso.org/standard/77304.html</a> (date of the application: 15.08.2022).
22. 55. ISO/IEC AWI 24668. Information technology — Artificial intelligence — Process management framework for Big data analytics [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.iso." target="_blank">https://www.iso.</a> org/standard/78368.html (date of the application: 15.08.2022).
23. 56. ISO/IEC AWI 38507. Information technology Governance of IT — Governance implications of the use of artificial intelligence by organizations [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.iso.org/standard/56641.html" target="_blank">https://www.iso.org/standard/56641.html</a> (date of the application: 15.0
24. 57. ISO/IEC AWI TR 24368. Information technology — Artificial intelligence — Overview of ethical and societal concerns [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.iso.org/standard/78507.html" target="_blank">https://www.iso.org/standard/78507.html</a> (date of the application: 15.08.2022).
25. 58. ISO/IEC AWI TR 24372. Information technology — Artificial intelligence (AI) — Overview of computational approaches for AI systems [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://" target="_blank">https://</a> www.iso.org/standard/78508.html (date of the application: 15.08.2022).
26. 59. ISO/IEC CD TR 20547-1. Information technology — Big data reference architecture — Part 1: Framework and application process [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> iso.org/standard/71275.html (date of the application: 15.08.2022).
27. 60. ISO/IEC CD TR 24029-1. Artificial intelligence (AI) — Assessment of the robustness of neural networks — Part 1: Overview [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.iso.org/" target="_blank">https://www.iso.org/</a> standard/77609.html (date of the application: 15.08.2022).
28. 61. ISO/IEC FDIS 20547-3. Information technology — Big data reference architecture — Part 3: Reference architecture [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.iso.org/standard/71277.html" target="_blank">https://www.iso.org/standard/71277.html</a> (date of the application: 15.08.2022).
29. 62. ISO/IEC NP TR 24027. Information technology — Artificial intelligence (AI) — Bias in AI systems and AI aided decision making [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.iso." target="_blank">https://www.iso.</a> org/standard/77607.html (date of the application: 15.08.2022).
30. 63. ISO/IEC NP TR 24030. Information technology — Artificial intelligence (AI) — Use cases [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.iso.org/standard/77610.html" target="_blank">https://www.iso.org/standard/77610.html</a> (date of the application: 15.08.2022).
31. 64. ISO/IEC PDTR 24028. Information technology — Artificial intelligence (AI) —Overview of trustworthiness in artificial intelligence [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> iso.org/standard/77608.html (date of the application: 15.08.2022).
32. 65. The Inclusive Internet Index [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://impact." target="_blank">https://impact.</a> economist.com/projects/inclusive-internet-index/ (date of the application: 15.08.2022).
33. 66. The Networked Readiness Index [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://" target="_blank">https://</a> networkreadinessindex.org (date of the application: 15.08.2022).
34. 18. Московский центр оценки качества образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://mcko.ru/articles?tag=2" target="_blank">https://mcko.ru/articles?tag=2</a> (дата обращения: 15.08.2022).
35. 17. Московская электронная школа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> www.mos.ru/city/projects/mesh/ (дата обращения: 15.08.2022).
36. 16. Личный кабинет руководителя образовательной организации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://lk.educom.ru/login" target="_blank">https://lk.educom.ru/login</a> (дата обращения: 15.08.2022).
37. 15. Конструктор компетентностных модулей программ профессионального развития data-экспертов в сфере образования : патент 2020622411 Рос. Федерация / О. А. Агатова. № 202062293 ; заявл. 11.11.20 ; опубл. 29.03.22, Бюл. № 4.
38. 14. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo" target="_blank">https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo</a> (дата обращения: 15.08.2022).
39. 13. Информационно-аналитическая система «Общее образование» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www.miccedu.ru/static/ias-obshchee-obrazovanie.html" target="_blank">https://www.miccedu.ru/static/ias-obshchee-obrazovanie.html</a> (дата обращения: 15.08.2022).
40. 12. Импакт-кластер (кластер социального воздействия) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://i.moscow/park/0a2d15e913f64970986ad63e5d22ee11" target="_blank">https://i.moscow/park/0a2d15e913f64970986ad63e5d22ee11</a> (дата обращения: 15.08.2022).
41. 11. ГОСТ Р ИСО/МЭК 24668-20XX. Информационные технологии. Искусственный интеллект. Структура управления процессами аналитики больших данных. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://rdc.grfc.ru/" target="_blank">https://rdc.grfc.ru/</a> (дата обращения: 15.08.2022).
42. 10. ГОСТ Р ИСО/МЭК 23894-20XX. Информационные технологии. Искусственный интеллект. Управление рисками [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://rdc.grfc.ru/" target="_blank">https://rdc.grfc.ru/</a> (дата обращения: 15.08.2022).
43. 9. ГОСТ Р ИСО 30401-2020. Системы менеджмента знаний. Основные требования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://docs.cntd.ru/document/566405226" target="_blank">https://docs.cntd.ru/document/566405226</a> (дата обращения: 15.08.2022).
44. 8. ГОСТ Р 59926-2021. Информационные технологии. Эталонная архитектура больших данных. Часть 2. Варианты использования и производные требования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://docs.cntd.ru/document/1200182073" target="_blank">https://docs.cntd.ru/document/1200182073</a> (дата обращения: 15.08.2022).
45. 7. ГОСТ Р 59898-2021. Оценка качества систем искусственного интеллекта. Общие положения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://docs.cntd.ru/document/1200181913" target="_blank">https://docs.cntd.ru/document/1200181913</a> (дата обращения: 15.08.2022).
46. 6. ГОСТ Р 20546-2021. Информационные технологии. Большие данные [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://docs.cntd.ru/document/1200180276" target="_blank">https://docs.cntd.ru/document/1200180276</a> (дата обращения: 15.08.2022).
47. 5. «Большие данные в образовании: DATA-ANTHROPO для политики и практик развития» [Электронный ресурс] : междунар. науч.-практ. конф. — 2022. — Режим доступа: <a href="http://" target="_blank">http://</a> bigdata-edu.com (дата обращения: 15.08.2022).
48. 4. «Большие данные в образовании как основание управленческих решений» [Электронный ресурс] : междунар. науч.-практ. конф. — 2020. — Режим доступа: <a href="http://bigdata-edu.com/" target="_blank">http://bigdata-edu.com/</a> conference-2020.php (дата обращения: 15.08.2022).
49. 3. «Большие данные в образовании: доказательное развитие образования» [Электронный ресурс]: междунар. науч.-практ. конф. — 2021. — Режим доступа: <a href="http://bigdata-edu.com/conference-2021.php" target="_blank">http://bigdata-edu.com/conference-2021.php</a> (дата обращения: 15.08.2022).
50. 2. Аттестация педагогических работников/МЦКО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://mcko.ru/pages/teacher_attestation" target="_blank">https://mcko.ru/pages/teacher_attestation</a> (дата обращения: 15.08.2022).
51. 1. Агатова О. А. Управление образованием на основании данных : учеб.-метод. пособие / О. А. Агатова. — М. : Изд. дом МГУ им М. В. Ломоносова, 2022.
52. 19. Мотивирующий мониторинг [Электронный ресурс] : Минпросвещения повысит ответственность регионов за реализацию национальных проектов. — Режим доступа: <a href="https://edu." target="_blank">https://edu.</a> ru/news/nacionalnyy-proekt-obrazovanie/motiviruyushchiy-monitoring-minprosveshcheniyapov/
53. 20. Национальная система управления данными [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://nsud.info.gov.ru" target="_blank">https://nsud.info.gov.ru</a> (дата обращения: 15.08.2022).
54. 21. Независимая оценка квалификаций педагогов [Электронный ресурс] / Науч.-метод. центр Краснодарского края. — Режим доступа: <a href="http://rcdpo.ru/nezavisimaya-ocenkakvalifikacij/" target="_blank">http://rcdpo.ru/nezavisimaya-ocenkakvalifikacij/</a> (дата обращения: 15.08.2022).
55. 22. Открытые данные [Электронный ресурс] : Реестр открытых данных государственных программ / Портал госпрограмм РФ. — Режим доступа: <a href="https://programs.gov.ru/Portal/" target="_blank">https://programs.gov.ru/Portal/</a> opendata_registry (дата обращения: 15.08.2022).
56. 23. Пермская электронная школа/ЭПОС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://school.permkrai.ru" target="_blank">https://school.permkrai.ru</a> (дата обращения: 15.08.2022).
57. 24. Песков Д. Н. Технологический суверенитет и способы его достижения [Электронный ресурс] / Д. Н. Песков. — Режим доступа: <a href="https://leader-id.ru/events/298724" target="_blank">https://leader-id.ru/events/298724</a> (дата обращения: 15.08.2022).
58. 25. Положение о II Всероссийском конкурсе кейсов по анализу данных в образовании и доказательному развитию образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://" target="_blank">http://</a> bigdata-edu.com/docs/polozhenie_2022.pdf (дата обращения: 15.08.2022).
59. 26. Портал открытых данных независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://data.mos.ru/opendata?categoryId=6" target="_blank">https://data.mos.ru/opendata?categoryId=6</a> (дата об
60. 27. Проект магистратуры РАНХиГС поддержан Фондом Владимира Потанина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www.ranepa.ru/news/proekt-magistratury-iomrankhigs-podderzhan-fondom-vladimira-potanina" target="_blank">https://www.ranepa.ru/news/proekt-magistratury-iomrankhigs-podderzhan-fondom-vladimira-potanina</a> (дата обращения: 15.08.2022).
61. 28. Профессия «аналитик данных»: куда поступать, какие ЕГЭ нужны на аналитика данных [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://postupi.online/professiya" target="_blank">https://postupi.online/professiya</a> (дата обращения: 15.08.2022).
62. 29. Региональные центры обработки информации субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://www.rustest.ru/gia/sites-of-rcoi-of-thesubjects-of-russia/" target="_blank">http://www.rustest.ru/gia/sites-of-rcoi-of-thesubjects-of-russia/</a> (дата обращения: 15.08.2022).
63. 30. Реестр данных студентов, ординаторов, аспирантов, ассистентов-стажеров, обучающихся по очной форме в аккредитованных образовательных учреждениях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://www.mos.ru/karta-moskvicha/services-proverka-grazhdaninav-r" target="_blank">https://www.mos.ru/karta-moskvicha/services-proverka-grazhdaninav-r</a>
64. 31. Реестр открытых данных Минфина России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://minfin.gov.ru/opendata/" target="_blank">https://minfin.gov.ru/opendata/</a> (дата обращения: 15.08.2022).
65. 32. Реестры данных Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://spkobr.ru" target="_blank">https://spkobr.ru</a> (дата обращения: 15.08.2022).
66. 33. Рейтинги школ по количеству поступивших в ведущие вузы России выпускников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://raex-rr.com/education/schools/russian_" target="_blank">https://raex-rr.com/education/schools/russian_</a> schools/school_rating_top-300 (дата обращения: 15.08.2022).

Остальные статьи