Об объекте и предмете современной педагогической науки
Аннотация
В статье рассматриваются основополагающие вопросы педагогической науки, раскрываются неоднозначные трактовки ее основных категорий и понятий, в частности, различные точки зрения на вопросы объекта и предмета педагогики. Представляется, что неоднозначность понимания принципиальных вопросов науки уже сегодня приводит, а в дальнейшем приведет еще к большему размыванию круга вопросов, рассматриваемых педагогикой. Вместе с тем анализ современных учебников и учебных пособий по педагогике показывает противоречивые взгляды на обучение и воспитание растущего человека. В связи с этим редакция приглашает всех исследователей принять участие в обсуждении ключевых вопросов педагогической науки.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 01/2024 |
Страницы | 9-14 |
УДК | 37 |
DOI | 10.51944/20738536_2024_1_9 |
Как известно, педагогика складывалась как наука о воспитании подрастающего поколения. Это нашло отражение в самом названии науки: категория «педагогика» происходит от греческого «пайдагогос», что в переводе с латыни означает «детовождение». В первую очередь это было связано с тем, что в Древней Греции раба, который водил ребенка в школу, называли педагогом. Конечно, в последующем область педагогической деятельности значительно расширилась, а педагогами стали называть тех людей, которые собственно учили детей в школе, занимались их воспитанием, сопровождали в процессе развития, оказывали различную помощь и поддержку в освоении всего того, что создало человечество. Авид деятельности этих людей стали называть педагогикой. Причем эта педагогическая деятельность со временем становилась все более и более разнообразной [1, c. 8–12].
В результате педагогика стала представлять собой систему наук, включающую в себя следующие отрасли: общую и профессиональную педагогику, дошкольную и школьную педагогику, социальную и девиантную педагогику, педагогику общего, среднего и высшего образования, военную педагогику и педагогику высшей военной школы и др.
В системе подготовки растущего человека к жизни педагогика стала иметь первостепенное значение. При этом педагогика как наука имеет свои теоретические основы, под которыми понимаются научно обоснованные и практически апробированные объект и предмет данной науки, ее основные категории и понятия, содержательные задачи и методы научного исследования [2, с. 5–8].
Анализ литературных источников показывает, что любая отрасль педагогики представляет собой совокупность различных теорий, а теория, в свою очередь, является системой однозначных и понятных растущему человеку научно обоснованных категорий и понятий. Это свидетельствует о необходимости знания и обучающими, и обучающимися содержания понятийно-терминологического аппарата педагогической науки.
Являясь самостоятельной наукой, педагогика не может развиваться и совершенствоваться без системы специфических, присущих только ей категорий и понятий. Проведенные в ее рамках научные исследования свидетельствуют, что педагогика как наука пользуется как теоретическим, так и прикладным языком, поэтому для нее важна однозначность употребляемых категорий, терминов и понятий. Вместе с тем, как показывает опыт, определение этих категорий, понятий и терминов не является однозначным и, может быть, не должно быть таковым.