Дата публикации: 01.01.2024

Об объекте и предмете современной педагогической науки

Аннотация

В статье рассматриваются основополагающие вопросы педагогической науки, раскрываются неоднозначные трактовки ее основных категорий и понятий, в частности, различные точки зрения на вопросы объекта и предмета педагогики. Представляется, что неоднозначность понимания принципиальных вопросов науки уже сегодня приводит, а в дальнейшем приведет еще к большему размыванию круга вопросов, рассматриваемых педагогикой. Вместе с тем анализ современных учебников и учебных пособий по педагогике показывает противоречивые взгляды на обучение и воспитание растущего человека. В связи с этим редакция приглашает всех исследователей принять участие в обсуждении ключевых вопросов педагогической науки.




Как известно, педагогика складывалась как наука о воспитании подрастающего поколения. Это нашло отражение в самом названии науки: категория «педагогика» происходит от греческого «пайдагогос», что в переводе с латыни означает «детовождение». В первую очередь это было связано с тем, что в Древней Греции раба, который водил ребенка в школу, называли педагогом. Конечно, в последующем область педагогической деятельности значительно расширилась, а педагогами стали называть тех людей, которые собственно учили детей в школе, занимались их воспитанием, сопровождали в процессе развития, оказывали различную помощь и поддержку в освоении всего того, что создало человечество. Авид деятельности этих людей стали называть педагогикой. Причем эта педагогическая деятельность со временем становилась все более и более разнообразной [1, c. 8–12].

В результате педагогика стала представлять собой систему наук, включающую в себя следующие отрасли: общую и профессиональную педагогику, дошкольную и школьную педагогику, социальную и девиантную педагогику, педагогику общего, среднего и высшего образования, военную педагогику и педагогику высшей военной школы и др.

В системе подготовки растущего человека к жизни педагогика стала иметь первостепенное значение. При этом педагогика как наука имеет свои теоретические основы, под которыми понимаются научно обоснованные и практически апробированные объект и предмет данной науки, ее основные категории и понятия, содержательные задачи и методы научного исследования [2, с. 5–8].

Анализ литературных источников показывает, что любая отрасль педагогики представляет собой совокупность различных теорий, а теория, в свою очередь, является системой однозначных и понятных растущему человеку научно обоснованных категорий и понятий. Это свидетельствует о необходимости знания и обучающими, и обучающимися содержания понятийно-терминологического аппарата педагогической науки.

Являясь самостоятельной наукой, педагогика не может развиваться и совершенствоваться без системы специфических, присущих только ей категорий и понятий. Проведенные в ее рамках научные исследования свидетельствуют, что педагогика как наука пользуется как теоретическим, так и прикладным языком, поэтому для нее важна однозначность употребляемых категорий, терминов и понятий. Вместе с тем, как показывает опыт, определение этих категорий, понятий и терминов не является однозначным и, может быть, не должно быть таковым.

Список литературы

1. 1. Алёхин И. А. Психология и педагогика : учеб. пособие для профессорско-преподавательского состава, слушателей, курсантов (студентов) военных вузов и Российской таможенной академии / И. А. Алёхин, А. И. Пустозеров ; Гос. образовательное учреждение высш.
2. Alekhin I. A. Psikhologiya i pedagogika : ucheb. posobie dlya professorskoprepodavatel’skogo sostava, slushatelei, kursantov (studentov) voennykh vuzov i Rossiiskoi tamozhennoi akademii / I. A. Alekhin, A. I. Pustozerov ; Gos. obrazovatel’noe uchrezhdenie
3. 2. Алёхин И. А. Педагогика : учеб. пособие / И. А. Алёхин, А. И. Пустозеров. — Москва : Изд-во Российской таможенной академии, 2012. — 109 с.
4. Alekhin I. A. Pedagogika : ucheb. posobie / I. A. Alekhin, A. I. Pustozerov. — Moskva : Izd-vo Rossiiskoi tamozhennoi akademii, 2012. — 109 s.
5. 3. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — Москва : Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
6. Pedagogika : ucheb. posobie dlya studentov pedagogicheskikh vuzov i pedagogicheskikh kolledzhei / pod red. P. I. Pidkasistogo. — Moskva : Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 1998. — 640 s.
7. 4. Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — Москва : Академия, 2002. — 576 с.
8. Slastenin V. A. Pedagogika : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E.N. Shiyanov ; pod red. V. A. Slastenina. — Moskva : Akademiya, 2002. — 576 s.
9. 5. Харламов И.Ф.Педагогика / И.Ф.Харламов.— Москва : Гардарики, 1999.— 520 с.
10. Kharlamov I. F. Pedagogika / I. F. Kharlamov. — Moskva : Gardariki, 1999. — 520 s.

Остальные статьи