Дата публикации: 01.04.2024

Особенности логопедической работы в детском онкологическом учреждении

Аннотация

Речевые расстройства у детей с онкологическими заболеваниями в настоящее время мало изучены. Научные исследования на данную тему единичны. Это определило актуальность нашего исследования. В статье затронуты особенности логопедических приемов в детском онкологическом учреждении.




Новообразования центральной нервной системы (ЦНС) занимают одну из значимых позиций среди всех онкологических заболеваний и характеризуются как специфическая группа доброкачественных и злокачественных опухолей, объединяющих различные по гистологическому варианту и по месту возникновения патологические процессы. Основной процент новообразования диагностируется в структурах головного мозга, и их отличительной особенностью является длительное бессимптомное существование, что приводит к возникновению больших размеров онкологического процесса у детей и подростков [12].

В зависимости от индивидуальных особенностей меняется частота встречаемости гистологических вариантов опухолевых клеток. Распространенность новообразований в ЦНС зависит от локализации. У детей с локализацией в головном мозге чаще всего возникают головные боли, рвота, быстрая утомляемость, сонливость и т. д. Клиническая картина онкологического заболевания может быть самой разнообразной и зависит от многих сопутствующих факторов.

Особенности доброкачественных новообразований — это медленный рост, отсутствие метастазов и патологического влияния на организм маленького пациента. Данное образование локализуется на одном участке, где начинается его медленное развитие, другие органы при этом не поражаются. Даже доброкачественная, медленно растущая опухоль опасна для жизни, она сдавливает структуры мозга, которые регулируют жизненно важные функции. У маленьких пациентов возникают нарушения корковых и подкорковых структур, появляются отклонения в нормальной работе и функционировании органов и систем [11].

Злокачественные новообразования характеризуются наличием бесконтрольно делящихся клеток, которые способны к инвазии в близлежащие ткани и метастазированию в отдаленные органы. Они могут быть вызваны нарушением дифференцировки и пролиферации клеток под действием генетических нарушений. Когда иммунная система не распознает трансформацию, образования разрастаются, и образовываются метастазы. Метастазы могут поражать все органы и системы детского организма.

В зависимости от локализации опухоли у маленьких пациентов возникают когнитивные и речевые расстройства — это проблемы с памятью, мышлением, речью, нарушением логических и математических способностей, астериогнозом и т. д. При несвоевременном решении проблемы речевые нарушения могут стать одной из причин частичного нарушения процесса письма, проявляющегося в стойких ошибках, и частичного специфического нарушения процесса чтения. У маленьких пациентов с онкологическими диагнозами центральной нервной системы часто выявляются прагматические нарушения, такие как:

Список литературы

1. Екжанова Е. А. Логопедическая помощь детям с новообразованиями головного мозга после оперативного вмешательства, химио- и лучевой терапии / Е. А. Екжанова, А.Ф.Карелин, О.В.Медведева// Специальное образование.
2. Екжанова Е. А. Оценка результатов коррекции дизартрических нарушений у детей нейроонкологического профиля / Е. А. Екжанова, О. В. Медведева // Дефектология. — 2021. — № 6. — С. 26–35.
3. Медведева О. В. Особенности речевых нарушений у детей при онкологических заболеваниях мозжечка / О. В. Медведева // Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие : сб. материал
4. Медведева О. В. Реабилитация детей с медуллобластомой головного мозга / О. В. Медведева // Медработник дошкольного образовательного учреждения. — 2018. — № 2. — С. 52–57.
5. Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации : монография / О. Г. Приходько. — Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 208 с.
6. Alberth M. Oral health of long-term childhood cancer survivors / M. Alberth // Pediatr Blood Cancer. — 2004. — Vol. 43. — P. 88–90.
7. Barkovich A. J. Pediatric Neuroimaging / A. J. Barkovich. — 2nd ed. — New York : Raven Press, 1995. — 688 p.
8. Goncalves MIR. The role of the speech-language pathologist in the management of severe cases of pediatric cancer [in Portuguese]. In: A. S. Petrilli, W. B. Carvalho, J. H. Lee, editors. Intensive care for children with severe oncologic pathologies [in
9. Chieffo D. P. Posterior Fossa Tumor Rehabilitation: An Up-to-Date Overview / D. P. Chieffo // Children. — 2022. — Vol. 9, No. 6. — P. 1–11.
10. Counsell C. Incidence studies of primary and secondary
11. intracranial tumors: a systematic review of their methodology and results / C. Counsell // J Neurooncol. — 1998. — Vol. 37 (3). — P. 241–250.
12. Decock M. Motor Functioning and Intelligence Quotient in Pediatric Survivors of a Fossa Posterior Tumor Following a Multidisciplinary Rehabilitation Program / M. Decock // International Journal of Environmental Research and Public Health. — 2022. — Vo
13. Memory in young adult survivors of childhood brain tumor / B. J. Spiegler, R. Hetherington, M. Dennis et al. // Brain Cogn. — 1997. — Vol. 35. — P. 342–343.

Остальные статьи