Дата публикации: 01.04.2024

Особенности самооценки девочек-подростков

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с девочками-подростками 12 лет, обучающимися в 6-х классах. При анализе их самооценки сделан акцент на параметры самооценки, отражающие внешнюю привлекательность, значимую в данном возрасте для построения системы межличностных отношений со сверстниками. Использовались шкалы самооценки Т. Дембо — С. Я. Рубинштейн и удовлетворенности телом BAS (Avalos). Показана связь удовлетворенности телом с самооценкой красоты, счастья и уверенности в себе.




Подростковый возраст — период интенсивного развития самосознания. В это время проявляется новая потребность, которой не было в детстве, — потребность в самопознании. Благодаря личностной рефлексии подросток приобретает возможность заниматься самоанализом, превращающимся зачастую в самокопание. Для самосознания подростков характерны такие формы, как чувство взрослости, неустойчивая самооценка, личный миф и др. Самооценка зависит от внешних оценок, иногда случайных, от отдельных успехов и неудач, от рекламы и тех образцов, которые постоянно появляются в СМИ [9].

Остановимся на основных понятиях. При описании самосознания и процесса его развития в онтогенезе часто используется понятия «образ Я» и «Я-концепция». При этом поднимаются вопросы о дифференцированности и когнитивной сложности образа «Я», его субъективной значимости, внутренней целостности и степени устойчивости (Кон И. С.) [4].

Образ «Я» в младшем школьном возрасте включает как объектные характеристики (материальный окружающий ребенка мир, его социальные контакты, виды деятельности, которые он осваивает и предпочитает), так и субъектные характеристики (мотивация поступков, переживания, качества личности), причем объектных характеристик значительно больше, чем субъектных. В подростковом возрасте, напротив, превалируют субъектные качества. Недостаточно дифференцированный в детстве образ «Я» у подростка становится сложным и многокомпонентным (Бернс Р.) [2].

Если под Я-концепцией понимать систему устойчивых и непротиворечивых представлений о себе, то приходится констатировать, что в подростковом возрасте она еще не сформирована. При нормативном развитии личности такая система образуется на следующем возрастном этапе, в юности.

Я-концепция включает в себя Я-реальное, Я-идеальное и Я-зеркальное. В процессе ее формирования подросток отвечает на вопросы: «Какой я есть на самом деле?», «Каким я хочу быть и буду?», «Каким меня видят другие?». Ответ на последний вопрос, становление Я-зеркального, особенно значим в подростковом возрасте, когда казаться чаще важнее, чем быть (Эльконин Д. Б.). Существенные расхождения между тремя блоками Я-концепции могут приводить к включению психологических механизмов защиты личности. В частности, типично подростковым считается механизм формирования реакций.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б. Г. Ананьев // Известия Академии педагогических наук РСФСР. Вып. 18. Вопросы детской психологии, часть II. — Москва ; Ленинград : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 19
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. — Москва : Прогресс, 1986. — 424 с.
3. Дурнева М. Ю. Формирование отношения к телу и пищевого поведения у девушек подросткового и юношеского возраста : дис. … канд. психол. наук / М. Ю. Дурнева. — Москва, 2014. — 175 с.
4. Кон И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. — Москва : Политиздат, 1978. — 367 с.
5. Липкина А. И. О методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности / А. И Липкина // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / под ред. З. И. Калмыковой. — Москва : Педагогика, 1975. — 207 с.
6. Липкина А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. — Москва : Знание, 1976. — 64 с.
7. Львова С. В. Сравнительный анализ характерных особенностей самооценки младших школьников и подростков / С. В. Львова // Системная психология и социология. — 2016. — № 1 (17). — С. 5–10.
8. Психология самосознания : хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара : Бахрах-М, 2000. — 672 с.
9. Райс Ф. Психология подросткового возраста / Ф. Райс, К. Долджин. — СанктПетербург : Питер, 2014. — 816 с.
10. Толстых Н. Н. Психология подросткового возраста / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. — Москва : Юрайт, 2024. — 406 с.
11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — Москва : Прогресс, 1996. — 344 с.
12. Avalos L. The Body Appreciation Scale: Development and psychometric evaluation / L. Avalos, T. Tylka, N. Wood-Barcalow // Body Image. — 2005. — No. 2. — P. 285–297.

Остальные статьи