Представления о национальных ценностях и патриотизме у российских учителей
Аннотация
В статье представлены результаты опроса учителей пяти регионов Российской Федерации, проведенного в рамках исследования реалий и перспектив гражданско-патриотического воспитания в школе. Очевидно, что профессиональная компетентность педагогов в методах и средствах такого воспитания, а также их собственная мировоззренческая позиция в отношении гражданственности и патриотизма являются важнейшими факторами успешности воспитательных воздействий и становления моральных представлений современных школьников.
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2024 |
Страницы | 191-200 |
УДК | 37.015.3 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_2_191 |
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т. д. Содержание и направленность патриотизма определяются прежде всего духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями и традициями.
Гражданственность личности и патриотические чувства не возникают автоматически, лишь по факту проживания человека в определенном государстве и принадлежности к национальной культуре. Эти сложные личностные феномены формируются под внешним влиянием и при внутренней активности человека.
Понимание, переживание и поведение — три области, где проявляются гражданственность и патриотизм. Только при условии зрелости всех трех областей мы можем говорить о наличии гражданской идентичности человека и его патриотической позиции. Конечно, созревание этих сложных личностных конструктов представляет собой длительный процесс, сензитивным периодом которого является младший школьный и подростковый возраста. Профессия учителя, который не только передает предметные знания, но и занимается воспитанием школьников, требует собственной мировоззренческой определенности, осознанности, рефлексивности своего отношения к Родине, государству, культуре, достижениям, традициям своего народа.
В настоящее время потребности государства в воспитании подрастающих граждан заключаются, с одной стороны, в их приобщении к культурному наследию России с целью сохранения национальной самобытности, с другой — в обновлении воспитательного процесса в системе основного и дополнительного образования с учетом особенностей современных детей в условиях глобальных вызовов.
Важно подчеркнуть связь патриотического и гражданского воспитания. Формирование гражданской идентичности определяется не только фактом принадлежности к конкретному государству и общности, но и тем переживанием, с которым связана эта принадлежность. А. Г. Асмолов считает, что базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью [1].