Дата публикации: 01.04.2024

Представления о национальных ценностях и патриотизме у российских учителей

Аннотация

В статье представлены результаты опроса учителей пяти регионов Российской Федерации, проведенного в рамках исследования реалий и перспектив гражданско-патриотического воспитания в школе. Очевидно, что профессиональная компетентность педагогов в методах и средствах такого воспитания, а также их собственная мировоззренческая позиция в отношении гражданственности и патриотизма являются важнейшими факторами успешности воспитательных воздействий и становления моральных представлений современных школьников.




Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т. д. Содержание и направленность патриотизма определяются прежде всего духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями и традициями.

Гражданственность личности и патриотические чувства не возникают автоматически, лишь по факту проживания человека в определенном государстве и принадлежности к национальной культуре. Эти сложные личностные феномены формируются под внешним влиянием и при внутренней активности человека.

Понимание, переживание и поведение — три области, где проявляются гражданственность и патриотизм. Только при условии зрелости всех трех областей мы можем говорить о наличии гражданской идентичности человека и его патриотической позиции. Конечно, созревание этих сложных личностных конструктов представляет собой длительный процесс, сензитивным периодом которого является младший школьный и подростковый возраста. Профессия учителя, который не только передает предметные знания, но и занимается воспитанием школьников, требует собственной мировоззренческой определенности, осознанности, рефлексивности своего отношения к Родине, государству, культуре, достижениям, традициям своего народа.

В настоящее время потребности государства в воспитании подрастающих граждан заключаются, с одной стороны, в их приобщении к культурному наследию России с целью сохранения национальной самобытности, с другой — в обновлении воспитательного процесса в системе основного и дополнительного образования с учетом особенностей современных детей в условиях глобальных вызовов.

Важно подчеркнуть связь патриотического и гражданского воспитания. Формирование гражданской идентичности определяется не только фактом принадлежности к конкретному государству и общности, но и тем переживанием, с которым связана эта принадлежность. А. Г. Асмолов считает, что базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью [1].

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — Москва : Просвещение, 2010. — 159 с.
2. Григорович Л. А. Культурные коды формирования гражданской идентичности в современных условиях / Л. А. Григорович, Е. Б. Качалина // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2023. — № 2. — С. 164–177.
3. Максимова Л. Ю. Формирование гражданской идентичности и ценностных ориентаций у обучающихся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации : монография / Л. Ю. Максимова. — Москва : ВУ, 2019. — 202 с.

Остальные статьи