Дата публикации: 01.04.2024

В лабиринтах исходных, но нами неосознаваемых потребностей, окружённых плотным кольцом своих разнообразнейших трансформаций, как правило доступных нашему осознанию

Аннотация

Изучение последователями Выготского генезиса произвольной активности привело к идеям деятельностного подхода, к концу 50-х годов прижившимся в Московском методологическом кружке (Щедровицкий, Лефевр, Давыдов и др.). В начале 90-х было официально объявлено главенство деятельностного подхода в отечественном образовании, вопреки справедливой критике от сторонников информационно-потребностной концепции человека, разработанной Симоновым и Ершовым (на основе идей Сеченова и Станиславского). В их концепции учитывалась нацеленность любых потребностей либо на сохранение уже достигнутого, либо на всё новое развитие (с неизбежным отрицанием ранее достигнутого). Связь этой дихотомии с положительными и отрицательными эмоциями по-новому раскрывала роль игровой деятельности в трансформациях актуальных потребностных доминант человека.




Вторая беседа из цикла о психологии игры, игрового поведения и игровых приёмах обучения 

За фасадом эмоциональных реакций

В предыдущей беседе [3] среди прочего было упомянуто, что к тому времени, как Н. Г. Алексеев, сподвижник Г. П. Щедровицкого, выдвигая свою версию о механизме рефлексии, занялся реабилитацией авангардистского термина В. Б. Шкловского «остранение-отстраннение», — к тому времени доктору медицинских наук, психофизиологу П. В. Симонову, последователю учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, уже удалось осуществить научную реабилитацию термина «сверхсознание», использованного К. С. Станиславским в теоретических обоснованиях методики подготовки актёров к профессиональному творчеству на сцене [3, с. 124].

Известно, что открытие в последней четверти XIX века невропатологом З. Фрейдом роли подсознательного в повседневной жизни человека вызвало нешуточные подковёрные дебаты как в научной, так и в обывательской среде. Но вскоре даже самым преданным ученикам и последователям Фрейда стало ясно, что слова «подсознательное» и «бессознательное» не следует употреблять в качестве синонимов. Что эти термины и в психологической теории, и в обиходной практике явно следует различать (хотя до сих пор в некоторых переводах на русский язык статей по психоанализу допускается досадная терминологическая путаница). Тогда как К. С. Станиславский (Алексеев), почти в те же времена разрабатывавший теорию актёрского мастерства, в своих рассуждениях уже успешно пользовался дихотомией: «подсознание» и «сверхсознание» [15, с. 176]. И именно к последнему из этих двух терминов он относил интуицию, импровизационное творчество, появление различных озарений и открытий. Что позже, то есть уже во второй половине ХХ века, по достоинству было оценено доктором медицинских наук (а впоследствии и академиком) П. В. Симоновым. Которым было организовано систематическое научноэкспериментальное изучение «вегетативных электрофизиологических сдвигов» в психике актёров во время произвольного воспроизведения ими эмоциональных состояний [15, с. 3].

Полученные результаты, зафиксированные электрофизиологическими приборами в ходе весьма разнообразных научных экспериментов, позволили сделать вывод, что многие традиционные представления об эмоциональных механизмах нашей психики являются достаточно иллюзорными. Например, вопреки распространённым представлениям об «эмоциональной памяти», вспоминания самих испытуемых о событиях, связанных с сильными эмоциональными переживаниями, в очень редких случаях сопровождались выраженными сдвигами кожных потенциалов, изменениями в сердцебиении, в частоте дыхания и в амплитудных характеристиках электроэнцефалограмм. Тогда как у тех же самых испытуемых воспоминания об отдельных встречах и (или) жизненных эпизодах, отнюдь не связанных в анамнезе с какими-либо из ряда вон выходящими переживаниями, могли вызывать сильные и стойкие объективно регистрируемые сдвиги. Порой не угасающие и при повторном напоминании. 

Список литературы

1. Лурия А. Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук / А. Р. Лурия // Вопросы философии. — 1977. — № 9. — С. 68–76.
2. Щедровицкий Г. П. Я всегда был идеалистом... / Г. П. Щедровицкий. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Институт развития, 2012. — 271 с.
3. Симонов П. В. Происхождение духовности / П. В. Симонов, П. М. Ершов, Ю. П. Вяземский ; отв. ред. М. Г. Айрапетянц. — Москва : Наука, 1989. — 352 с.
4. Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. — Москва : Наука, 1984. — 161 с.
5. Симонов П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов ; отв. ред. член-корр. АН СССР, профессор Э. А. Асратян. — Москва : Наука, 1981. — 216 с.
6. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей педагогики / С. Л. Рубинштейн ; отв. ред. Е. В. Шорохова. — Москва : Просвещение, 1976. — 416 с.
7. Решетников М. М. «Революционные» шаги в тупик. К 160-летию публикации статьи «Рефлексы головного мозга» [Электронный ресурс] / М. М. Решетников // Неврологический вестник. — 2022. — Т. LIV. — Вып. 4. — С. 51–58. — URL: <a href="https://psy.su/" target="_blank">https://psy.su/</a> feed/11039 (дата
8. Пешков И. В. Ещё раз «Мышление и речь», или о предмете риторики [Электронный ресурс] / И. В. Пешков. — URL: <a href="https://psy.wikireading.ru/123811" target="_blank">https://psy.wikireading.ru/123811</a> (дата обращения: 03.05.2024).
9. Лурия А. Р. Функциональная организация мозга / А. Р. Лурия // Естественнонаучные основы психологии / под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурии, В. Д. Небылицына. — Москва : Педагогика, 1978. — С. 109–139.
10. Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — Т. 8. Дебитор — Евкалипт. — Mосква : Советская энциклопедия, 1972. — 592 с.
11. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в истории советской психологии [Электронный ресурс] / А. Н. Леонтьев ; подг. к печати А. Г. Асмолов и Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. — 1986. — № 4. — С. 109–120. — URL: <a href="http://www.voppsy.ru/" target="_blank">http://www.voppsy.ru/</a> issues/1986/864/8
12. Ершов П. М. Скрытая логика страстей, чувств и поступков: искусство понимания себя и других, логика общения в жизни и на сцене, психофизиологическая природа искусства действий / П. М. Ершов ; отв. ред. В. М. Букатов. — Дубна : Феникс+, 2009. — 712 с.
13. Давыдов В. В. Психологическая наука в СССР и школа / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. — 1982. — № 6. — С. 21–31.
14. Глухов А. Г. Книги, пронизывающие века [Электронный ресурс] / А. Г. Глухов. — Изд. 2-е, доп. — Москва : Книга, 1975. — 140 с. — URL: <a href="https://litresp.ru/chitat/" target="_blank">https://litresp.ru/chitat/</a> ru/%D0%93/gluhov-aleksej-gavrilovich/knigi-pronizivayuschie-veka/25 (дата обращения: 03.05.2
15. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования : Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л. С. Выготский / под ред. и со вступ. статьей А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии. — Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. — 519 с.
16. Букатов В. М. Секреты дидактических игр: психология, методика, дисциплина / В. М. Букатов. — Москва : Сфера ; Санкт-Петербург : Речь, 2010. — 208 с.
17. Букатов В. М. Метод простых физических действий К. С. Станиславского на школьном уроке — «золотой ключик» к учебно-познавательной деятельности? Или дегенеративная «движуха»? Первая беседа из цикла о психологии игры, игрового поведения и игровых приёмов
18. Боровских А. В. Игра как социальная и педагогическая проблема / А. В. Боровских // Вестник Московского университета. Серия 20, Педагогическое образование. — 2014. — № 4. — С. 3–14.

Остальные статьи