Формирование готовности будущего педагога профессионального обучения к разработке организационно-технологического инструментария для демонстрационного экзамена
Аннотация
Исследование направлено на изучение вопросов, связанных с формированием готовности будущего педагога профессионального обучения к разработке инструментария для проведения демонстрационного экзамена на основе кластерной модели технологического суверенитета базы среднего профессионального образования (СПО). Цель статьи связана с поэтапным внедрением в систему СПО организационно-технологического инструментария по разработанной методике. Методология и методы исследования основаны на теоретических и прикладных вопросах профессионально-педагогического образования, методических разработках и опыте отечественных и зарубежных ученых. Методологическая база исследования направлена на анализ опытно-поисковых работ в области подготовки студентов профессионально-педагогического вуза к методической деятельности, в том числе разработку организационно-технологического инструментария для проведения демонстрационного экзамена, основу которого составляют системный, деятельностный, системно-деятельностный, компетентностный, кластерный подходы. На основе представленных подходов сформулированы требования к уточнению дидактических условий поэтапного внедрения в систему СПО организационно-технологического инструментария.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2024 |
Страницы | 154-165 |
УДК | 377.112:371.13 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_2_154 |
Введение
В подготовке современного специалиста ведущая роль отведена специфической аутентичности вида образования. Выпускник вуза, опираясь на полученные профессиональные знания, выбирает траекторию развития, близкую к заложенным ценностям, еще в процессе обучения. Для системы профессионально-педагогического вуза ключевой особенностью можно считать готовность бакалавра профессионального обучения к успешной реализации будущей деятельности в условиях среднего профессионального образования (СПО) [1; 2]. В сложившихся социально-экономических реалиях, абсолютно новых для нашей страны и для наших выпускников, основной задачей становится не поддаваться на санкционные провокации, а продолжать уверенно сохранять свою уникальность, быть готовым к импортозамещению, уметь переориентироваться на аналогичное, подобное оборудование и технологии [3]. Для этого потребуется не только время, но и переосмысление подготовки специалиста, ориентированного на будущую профессионально-педагогическую деятельность. Анализ проблемы необходимо рассматривать с позиции не только оценки возможностей промышленных и производственных сфер, но и готовности базы СПО переориентироваться на новый формат подготовки студентов по рабочим профессиям. Данный вопрос нуждается в глубоком научно-методологическом исследовании с позиций системного и комплексного анализа [1; 2; 3]. Системный и комплексный анализ позволят достичь понимания формирующейся новой среды в различных контекстах. Именно в такой среде, наполненной целевым и смысловым содержанием, связанным с импортозамещением производственного оборудования, есть возможность подготовить по рабочей профессии специалиста и произвести контроль сформированных компетенций в процессе итоговой аттестации — демонстрационного экзамена [3].
Демонстрационный экзамен в системе СПО — неотъемлемый этап оценки компетенции по рабочей профессии у выпускников колледжа. В процессе прохождения педагогических практик студенты профессионально-педагогического вуза априори оказываются в условиях подготовки и организации студентов колледжа к итоговым испытаниям. Этот процесс не должен быть реализован стихийно, поскольку требует демонстрации формирующихся на данном этапе методических навыков. Студент профессионально-педагогического вуза на этапе прохождения педагогической практики уже имеет представление о промышленных процессах и теоретических сведениях отраслевой подготовки, но имеет еще размытые сведения о процессе организации образовательной деятельности. В связи с этим требуется осуществить процесс пересмотра методической и в какой-то мере отраслевой подготовки с позиции двух кластеров, на которых будет основана кластерная модель технологического суверенитета базы СПО, целью которой становится формирование готовности студентов профессионально-педагогического вуза осуществлять разработку организационно-технологического инструментария в сложившихся условиях импортозамещения и перехода на совместимое отечественное (аналогичное) оборудование.
Анализ опытно-прикладных исследований по вопросам вариантов замещения квалификационного экзамена новой демонстрационной формой показал высокий интерес авторов к данной проблеме [14; 15]. В работах отмечено, что ведущим фактором определения готовности студентов колледжа к выполнению действий по профессии становятся компетенции [5; 20]. Оценка уровня компетенций, сформированных по рабочей профессии, характеризует дальнейшее развитие будущего специалиста, который способен освоить уже «быстрые навыки», находясь в условиях реального производства [6; 7; 13]. Под быстрыми навыками мы понимаем способность специалиста овладеть профессией на таком уровне, что в новых ситуациях он будет способен легко освоить те виды работ, которые требуются для разрешения поставленных задач. В связи с тем, что общая оценка уровня формируемых компетенций определяет траектории становления профессионала, особое внимание следует уделить вопросам подготовки и организации демонстрационного экзамена в контексте вовлеченности студента профессионально-педагогического вуза в данный процесс [10; 12]. Следует также отметить в представленных исследованиях способы организации экзамена и эффективность его влияния на общую успеваемость [5; 20]. Если обучающийся заранее готовится и ответственно относится к предстоящим видам испытаний, то его сознание выстраивает более устойчивые ориентиры на успешный вариант сдачи [18]. Тщательная подготовка студентов колледжа к демонстрационному экзамену повышает общий уровень его проведения [16; 19]. Несомненно, в организации и проведении демонстрационного экзамена принимает участие не только педагогический состав колледжа, но и представители работодателя. При формировании готовности студентов профессионально-педагогического вуза к разработке организационно-технологического инструментария необходимо обращать внимание на их участие в репетиционных вариантах итоговых испытаний студентов колледжа.