Дата публикации: 01.04.2024

Формирование готовности будущего педагога профессионального обучения к разработке организационно-технологического инструментария для демонстрационного экзамена

Аннотация

Исследование направлено на изучение вопросов, связанных с формированием готовности будущего педагога профессионального обучения к разработке инструментария для проведения демонстрационного экзамена на основе кластерной модели технологического суверенитета базы среднего профессионального образования (СПО). Цель статьи связана с поэтапным внедрением в систему СПО организационно-технологического инструментария по разработанной методике. Методология и методы исследования основаны на теоретических и прикладных вопросах профессионально-педагогического образования, методических разработках и опыте отечественных и зарубежных ученых. Методологическая база исследования направлена на анализ опытно-поисковых работ в области подготовки студентов профессионально-педагогического вуза к методической деятельности, в том числе разработку организационно-технологического инструментария для проведения демонстрационного экзамена, основу которого составляют системный, деятельностный, системно-деятельностный, компетентностный, кластерный подходы. На основе представленных подходов сформулированы требования к уточнению дидактических условий поэтапного внедрения в систему СПО организационно-технологического инструментария.




Введение

В подготовке современного специалиста ведущая роль отведена специфической аутентичности вида образования. Выпускник вуза, опираясь на полученные профессиональные знания, выбирает траекторию развития, близкую к заложенным ценностям, еще в процессе обучения. Для системы профессионально-педагогического вуза ключевой особенностью можно считать готовность бакалавра профессионального обучения к успешной реализации будущей деятельности в условиях среднего профессионального образования (СПО) [1; 2]. В сложившихся социально-экономических реалиях, абсолютно новых для нашей страны и для наших выпускников, основной задачей становится не поддаваться на санкционные провокации, а продолжать уверенно сохранять свою уникальность, быть готовым к импортозамещению, уметь переориентироваться на аналогичное, подобное оборудование и технологии [3]. Для этого потребуется не только время, но и переосмысление подготовки специалиста, ориентированного на будущую профессионально-педагогическую деятельность. Анализ проблемы необходимо рассматривать с позиции не только оценки возможностей промышленных и производственных сфер, но и готовности базы СПО переориентироваться на новый формат подготовки студентов по рабочим профессиям. Данный вопрос нуждается в глубоком научно-методологическом исследовании с позиций системного и комплексного анализа [1; 2; 3]. Системный и комплексный анализ позволят достичь понимания формирующейся новой среды в различных контекстах. Именно в такой среде, наполненной целевым и смысловым содержанием, связанным с импортозамещением производственного оборудования, есть возможность подготовить по рабочей профессии специалиста и произвести контроль сформированных компетенций в процессе итоговой аттестации — демонстрационного экзамена [3].

Демонстрационный экзамен в системе СПО — неотъемлемый этап оценки компетенции по рабочей профессии у выпускников колледжа. В процессе прохождения педагогических практик студенты профессионально-педагогического вуза априори оказываются в условиях подготовки и организации студентов колледжа к итоговым испытаниям. Этот процесс не должен быть реализован стихийно, поскольку требует демонстрации формирующихся на данном этапе методических навыков. Студент профессионально-педагогического вуза на этапе прохождения педагогической практики уже имеет представление о промышленных процессах и теоретических сведениях отраслевой подготовки, но имеет еще размытые сведения о процессе организации образовательной деятельности. В связи с этим требуется осуществить процесс пересмотра методической и в какой-то мере отраслевой подготовки с позиции двух кластеров, на которых будет основана кластерная модель технологического суверенитета базы СПО, целью которой становится формирование готовности студентов профессионально-педагогического вуза осуществлять разработку организационно-технологического инструментария в сложившихся условиях импортозамещения и перехода на совместимое отечественное (аналогичное) оборудование.

Анализ опытно-прикладных исследований по вопросам вариантов замещения квалификационного экзамена новой демонстрационной формой показал высокий интерес авторов к данной проблеме [14; 15]. В работах отмечено, что ведущим фактором определения готовности студентов колледжа к выполнению действий по профессии становятся компетенции [5; 20]. Оценка уровня компетенций, сформированных по рабочей профессии, характеризует дальнейшее развитие будущего специалиста, который способен освоить уже «быстрые навыки», находясь в условиях реального производства [6; 7; 13]. Под быстрыми навыками мы понимаем способность специалиста овладеть профессией на таком уровне, что в новых ситуациях он будет способен легко освоить те виды работ, которые требуются для разрешения поставленных задач. В связи с тем, что общая оценка уровня формируемых компетенций определяет траектории становления профессионала, особое внимание следует уделить вопросам подготовки и организации демонстрационного экзамена в контексте вовлеченности студента профессионально-педагогического вуза в данный процесс [10; 12]. Следует также отметить в представленных исследованиях способы организации экзамена и эффективность его влияния на общую успеваемость [5; 20]. Если обучающийся заранее готовится и ответственно относится к предстоящим видам испытаний, то его сознание выстраивает более устойчивые ориентиры на успешный вариант сдачи [18]. Тщательная подготовка студентов колледжа к демонстрационному экзамену повышает общий уровень его проведения [16; 19]. Несомненно, в организации и проведении демонстрационного экзамена принимает участие не только педагогический состав колледжа, но и представители работодателя. При формировании готовности студентов профессионально-педагогического вуза к разработке организационно-технологического инструментария необходимо обращать внимание на их участие в репетиционных вариантах итоговых испытаний студентов колледжа.

Методологическая основа и методы исследования

Список литературы

1. Парамонова Ю. А. Организация и проведение демонстрационного экзамена / Ю. А. Парамонова // Актуальные исследования. — 2023. — № 45–2 (175). — С. 49–50.
2. Hendro I. The impact of computerized exam features, effective exam implementation, toward student satisfaction / I. Hendro, V. Wiley, T. Lucas // International Journal of Information and Education Technology. — 2022. — Vol. 6, No. 2. — P. 226–242. — D
3. Goncharov V. I. Motor skills building process profiling study / V. I. Goncharov, E. A. Mukhachev // Theory and Practice of Physical Culture. — 2017. — No. 3. — P. 10.
4. Duda I. V. Demonstration exam to assess the formation of labor functions of future teachers / I. V. Duda, M. V. Basalaeva, Y. R. Yudenko // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. — Krasnoyarsk, 2021. — P. 1343–1350.
5. Building an exam through rigorous exam quality improvement / N. L. Biblerzaidi, S. U. Monrad, K. L. Grob [et al.] // Medical Science Educator. — 2017. — Vol. 27, No. 4. — P. 793–798.
6. Borzykh N. A. Exam course design: how to prepare for the high-stakes exam with learners’ needs in mind / N. A. Borzykh // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения : материалы XII Науч.-практ. конф. (Москва, 24 апреля 2021 г.). —
7. Ульяшина Н. Н. Проблемы формирования производственно-технологического компонента профессионально-педагогической деятельности при подготовке бакалавров профессионального обучения / Н. Н. Ульяшина, Н. И. Ульяшин // Актуальные проблемы развития вертикаль
8. Тупикин Д. А. Демонстрационный экзамен по стандартам ворлд-скиллс Россия как критерий качества профессионального образования / Д. А. Тупикин // Обеспечение качества профессионального образования как основной фактор подготовки конкурентоспособного спец
9. Токенова Г. С. Демонстрационный экзамен как инновационная форма контроля успеваемости студентов / Г. С. Токенова // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). — 2021. — № 1 (4). — С. 16–23. — DOI: 10.17853/2
10. Сафонов В. А. Внедрение демонстрационного экзамена в систему ГИА среднего профессионального образования / В. А. Сафонов // Научная школа общей и вузовской педагогики в Кузбассе: вехи становления, перспективы развития : материалы Всерос. науч.-практ. к
11. Поникаровская В. В. Демонстрационный экзамен как инструмент построения жизненно-образовательного маршрута студентов / В. В. Поникаровская, С. В. Несына, Е. И. Мычко // Перспективы науки. — 2023. — № 4 (163). — С. 293–295.
12. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика : учеб. для студ., обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / С. Я. Батышев, Г. М. Романцев ; под ред. С. Я. Батышева. — Москва : Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
13. Осипова И. В. Современные условия транспрофессиональной подготовки специалиста на основе системно-деятельностного, кластерного подходов в профессионально-педагогическом вузе / И. В. Осипова, Н. Н. Ильина, Н. И. Ульяшин // Современное педагогическое об
14. Макеева Т. В. Организация профессиональных (демонстрационных) экзаменов в системе высшего педагогического образования / Т. В. Макеева // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 76–4. — С. 195–199.
15. Ильина Н. Н. Дидактико-технологическое обеспечение организации практикоориентированного кластера для подготовки студентов профессионально-педагогического вуза / Н. Н. Ильина, О. Н. Шульц // Акмеология профессионального образования : материалы 16-й Межд
16. Ильина Н. Н. Особенности теоретико-методологической подготовки к конкурсу WORLD SKILLS на основе кластерно-модульного подхода / Н. Н. Ильина, Н. И. Ульяшин, О.Н.Шульц// Современное педагогическое образование. — 2021. — №5. — С.44–47.
17. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический подход) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 8. — С. 21–26.
18. Зеер Э. Ф. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компетенций в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории / Э. Ф. Зеер, Е. Ю. Журлова // Образование и наука. — 2017. — Т. 19, № 3. — С. 77–92.
19. Желтова М. Н. Демонстрационный экзамен как вариант проведения квалификационного экзамена / М. Н. Желтова // Развитие творческого, научного, профессионального потенциала современной молодежи в условиях инновационной экономики : материалы Междунар. науч.
20. Есенина Е. Ю. Методология и инструментарий современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы среднего профессионального образования / Е. Ю. Есенина, А. И. Сатдыков, А. А. Коновалов // Мир психологии. — 2022. — № 4 (11
21. Блинов В. И. Готовность отечественной системы СПО к достижению технологического суверенитета: результаты исследования / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. — 2023. — Т. 11, № 2. — С. 6–31. — DOI: 10
22. Беляева А. П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании / А. П. Беляева. — Москва : Высшая школа, 1978. — 159 с.

Остальные статьи