Дата публикации: 01.07.2022

Современные концепты обучения на Востоке и цифровые формы взаимодействия образовательных культур

Аннотация

Возникновение киберпространства и массовое распространение автономных сетевых коммуникаций в последнее десятилетие изменили представления нового поколения о реальном и виртуальном. Образовательные концепты Востока рассматриваются автором как важная альтернатива, способная восполнить пробелы в давно устоявшихся западных прагматических принципах образования, оказавшихся недостаточными для должного обучения и эффективного воспроизводства человеческого капитала в новых условиях быстро меняющихся поведенческих структур и стремительного развития экранных образов современного мировоззрения.




Государственным системам образования в разных частях света сегодня присущ противоречивый и трудно осознаваемый социокультурный синдром. С одной стороны, организационная архитектоника образования и ее базовые концепты остаются в целом неизменными в структурах национальных культур на протяжении жизни целого ряда поколений, несмотря на регулярные попытки административного реформирования сверху и вопреки достижениям отдельных школьных новаторов на низовых уровнях. С другой стороны, воспринимая технологические новации и находясь в постоянном потоке смены поколений, система образования, несмотря на свойственный ей консерватизм, не остается архаичной и неизбежно утрачивает свои наиболее одиозные черты.

При этом во многих странах сохраняется и воспроизводится значительный разрыв между декларированными принципами всеобщего, равного, обязательного обучения и фиксируемыми реальными отличиями в результатах подготовки, получаемой на практике. Сохраняются и базовые расхождения в самих принципах организации современных обществ, поскольку в их экономике в разных пропорциях присутствуют сегменты второй, третьей и четвертой промышленных революций. Иерархические структуры, действенные на этапах индустриализации и массового использования рабочей силы, сегодня оказываются не в состоянии переходить в режим эффективного комплексного функционирования сетевых структур. Образовательные концепты, проверенные временем в условиях стран с экстенсивным типом развития, становятся когнитивным тормозом при переходе к интенсивным формам общественного развития. Отсюда возникает необходимость освоения знаний и моделей поведения, позволяющих экспоненциально увеличивать связанность всех частей общества.

Использовавшийся для этого универсальный западный принцип просвещения основывался на том, что первый, предметный, мир вещной природы инертен, бездуховен и в силу этого напрямую сопрягаем со вторым миром — миром антропогенной культуры [4]. В традиционном культурном наследии разных народов отражены древние анимистические представления, наделявшие природные объекты свойствами акторов [1]. Такие представления, свойственные архаичным типам сознания, вносили необходимое равновесие и упорядоченность в их картину мироздания. И вот теперь, когда благодаря интернету вещей неодушевленные предметы обрели способность выстраивать логику интерактивного взаимодействия с человеком [6], наша убежденность в инертной пассивности вещного мира нуждается в пересмотре. В преобладающей до сего дня парадигме человеческие связи с внешним миром подлежат линейной рационализации, законы природы объяснимы, экспериментально верифицируемы и доступны для сведения в научные дисциплины, которые транслируются от поколения к поколению путем преподавания [5]. Стабильность данного типа мировидения, преимущественно передаваемого от учителя к ученикам в школьной системе, начинает все активнее изменяться в последнее десятилетие в связи появлением и повсеместным распространением дополненной цифровой реальности. Происходит это в силу того, что в коммуникативном интернет-пространстве у возникшего третьего нового мира — мира киберкультуры появилась возможность экраноцентричного уклонения от императивной, прямой и однозначной зависимости между физическим миром природы и техногенным миром нашей культуры. Так, в отличие от исключительно трудно подменяемого читателем аналогового воспроизведения оригинального текста на бумажном носителе, эталонный экранный текст очень легко изменяется в его цифровом варианте любым пользователем. Новые технологии управляемого набора, редактирования и автономной печати также открыли и массу возможностей для анонимной манипуляции, цензурирования, искажения и роботизированной подмены созданных человечеством смыслов.

В персональном сознании нового поколения уже смещены реперные точки восприятия реального и виртуального. Попадает ли озабоченность данными вопросами в сферу внимания нашей системы образования? Можно ли решить новую технологическую проблему с помощью административных инструкций и введения ригидных правовых регуляторов? Информационная двухсторонняя интерактивность физического мира вещей с привычными условиями поведения людей по-новому ставит вопрос о действенности устоявшихся общих и личностных жизненных концептов. Жестко формализованные в учебных программах абстракции западноевропейского рационализма остаются необходимыми, но перестают быть достаточными для безошибочного и эффективного отражения быстро меняющихся поведенческих структур и экранных образов современного мировосприятия.

Автору статьи как исследователю, работающему несколько десятилетий в отечественном востоковедении, представляется значимым обратить внимание на герменевтику отличия современных образовательных концептов стран Востока от существующих установок на Западе [2; 7; 10]. Слишком серьезными становятся возникающие гуманитарные и образовательные риски того, что ожидаемое будущее может неожиданно соскальзывать в уже исторически изжитое прошлое. Именно поэтому требуются серьезные продуманные усилия многих стран для поддержания интеллектуально осмысленной динамики общего поступательного движения вперед. Цифровая открытость современного мира, достигнутая в последние годы, прозрачность границ и повсеместное распространение телекоммуникационной волны инноваций, доходящей до каждого индивидуального пользователя, делают высокое качество человеческого капитала самым дефицитным и в обозримой перспективе наиболее востребованным социальным ресурсом. Его ценность определяется не только готовностью и умением эффективно использовать технологические достижения, но и общественной способностью по многим векторам противостоять опасностям интеллектуального регресса, в том числе и техногенного. Сложность ситуации усугубляется еще и тем обстоятельством, что понятие прогресса как непременно позитивного поступательного движения общества к более развитому состоянию не является аксиомой. Экспоненциальный рост на своевременно не подготовленной почве может быть чреват культурным сбоем, застоем, жизненным регрессом и неожиданным опрощением как побочным продуктом очередного технологического рывка.

Список литературы

1. Блага К. Я — твой ученик, ты — мой учитель : кн. для учителя / К. Блага, М. Шебек. — М. : Просвещение, 1991. — 143 с.
2. Восточный социум. — М. : Ин-т востоковедения РАН, 2007. — 236 с.
3. Гачев Г. Национальные образы мира / Г. Гачев. — М. : Сов. писатель, 1988. — 448 с.
4. Гримак Л. П. Психология активности человека : Психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л. П. Гримак. — М. : Либроком, 2010. — 368 с.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М. : Логос, 2005. — 384 с.
6. Лоуэн А. Биоэнергетика / А. Лоуэн. — СПб. : Ювента, 1998. — 382 с.
7. Малявин В.Евразия и всемирность / В.Малявин. — М. : РИПОЛ классик, 2015. — 352 с.
8. Померанц Г. Выход из транса / Г. Померанц. — М. : Юрист, 1995. — 575 с.
9. Сергей Леонидович Рубинштейн / под ред. К. А. Абульхановой. — М. : РОССПЭН, 2010. — 447 с.
10. Чэнь С. А. Организационные формы инновационной деятельности на примере Alibaba Group [Электронный ресурс] / С. А. Чэнь // Матер. XI Междунар. студ. науч. конф. «Студенческий научный форум». — Режим доступа: <a href="https://scienceforum.ru/2019/article/2018011379" target="_blank">https://scienceforum.ru/2019/article/2018011379</a>
11. Approaching Humankind : Towards an Intercultural Humanism / ed. by Joern Rusen. — Taipei : V&R Unipress, 2013. — 300 p.
12. China international students [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://chinapower." target="_blank">https://chinapower.</a> csis.org/china-international-students/ (date of the application: 21.08.2022).
13. Indians went abroad this year for higher studies [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://economictimes.indiatimes.com/nri/study/over-1-33-lakh-indians-went-abroad-this-yearfor-higher-studies-most-heading-to-us-canada-and-the-uk/articleshow/905874" target="_blank">https://economictimes.indiatimes.com/nri/study/over-1-33-lakh-indians-went-abroad-this-yearfor-higher-studies-most-heading-to-us-canada-and-the-uk/articleshow/905874</a>

Остальные статьи