Дата публикации: 01.04.2024

Воспитательный потенциал педагогического блока заданий по практике

Аннотация

Статья посвящена описанию реализации воспитательного потенциала педагогического блока заданий по практике. Авторы подчеркивают, что именно содержание педагогического блока заданий по практике способствует решению задач воспитания и формированию значимых личностных качеств студента.




Развитие воспитательного потенциала современного образовательного процесса задано как вектор государственной образовательной политики. Изменения, внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части воспитания и требований к организации воспитания обучающихся, Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года в качестве одной из приоритетных задач выделяют обновление содержания воспитания, полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала всех форм организации образовательной деятельности.

Научное сообщество освещает различные стороны этого вопроса, в том числе его понятийное поле (Шакурова М. В., Козельская К. А. [20], Дьяков И. А. [6], Тесленко А. Н., Дмитриенко Е. А. [17]).

Так, И. А. Дьяков пишет, что «анализируя понятие “воспитание”, можно отметить, что это одно из ведущих понятий в педагогике, которое может употребляться как в широком, так и в узком смысле. Под воспитанием принято понимать целенаправленный и организованный процесс, который в конечном результате приводит к развитию личностных качеств и личности в целом. Тесно связанное с понятием “воспитание” понятие “потенциал” определяют как совокупность возможностей и средств, необходимых для достижения поставленных воспитательных и образовательных целей» [6].

А. Н. Тесленко, Е. А. Дмитриенко определяют феномен «воспитательный потенциал» как категорию, «связанную с диалектическим движением анализа понятий от общего через особенное к частному: потенциал — социальный потенциал — культура — духовный потенциал — воспитательный потенциал» [17].

Воспитательный потенциал образования рассматривают в своих работах Е. В. Ершова, А. Н. Филатова[7], Е. В. Новикова[14]. Воспитательный потенциал вуза освещают Е. И.Филипович [19], его педагогические составляющие рассматривают Л. С. Зникина, В. А. Боровцов, Д. В. Седых [8].

Список литературы

1. Кулешова Е. В. Возможности педагогической практики в нравственном воспитании студентов — будущих учителей / Е. В. Кулешова, О. К. Позднякова // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве : сб. статей. — Самара : Самарский государс
2. Шакурова М. В. Воспитательный потенциал как предмет современных социально-педагогических исследований / М. В. Шакурова, К. А. Козельская // Вестник ПСТГУ. Серия 4, Педагогика. Психология. — 2018. — № 50. — С. 22–34.
3. Филипович Е. И. Воспитательный потенциал современного вуза / Е. И. Филипович // Ставрополь — город межэтнического согласия и межконфессионального диалога : материалы ежегодной городской науч.-практ. конф. (Ставрополь, 21 ноября 2014 г.). — Ставрополь
4. Трофимова Г. П. Становление воспитательной позиции студентов в процессе педагогической практики / Г. П. Трофимова // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы : материалы Четвертой междунар. науч.-
5. Тесленко А. Н. Воспитательный потенциал как социально-философская категория / А. Н. Тесленко, Е. А. Дмитриенко // Философия образования. — 2014. — № 2 (53). — С. 114–125.
6. Степанов П. В. Структура и содержание примерной программы воспитания / П.В.Степанов // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2020. — №1 (67). — С. 41–48.
7. Самсонова Н. В. Основные направления реализации воспитательного потенциала проблемного обучения / Н. В. Самсонова // Проблемно-информационный подход к организации содержания современного образования: вопросы теории и практики : материалы XII Всерос. з
8. Новикова Е. В. Воспитательный потенциал учебной и внеучебной деятельности в системе высшего образования / Е. В. Новикова // Вестник педагогического опыта. — 2022. — № 51. — С. 21–25.
9. Николаенко И. С. Воспитательный потенциал проектной деятельности студентов: опыт реализации студенческого научного проекта «Захотите впечатлений — посетите парк “олений”» / И. С. Николаенко, Е. Г. Трунова // Гуманитарные исследования Центральной Росси
10. Мещерякова Е. И. К вопросу о реализации воспитательного потенциала правовых дисциплин для становления профессиональной идентичности / Е. И. Мещерякова, И. С. Панферкина // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». — 2020. — Т. 19, № 2 (44). — С. 7–
11. Лакишик Р. Е. Гражданское воспитание студентов — будущих учителей в процессе педагогической подготовки / Р. Е. Лакишик // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества : материалы VI Междунар
12. Аквазба Е. О. Реализация воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин в процессе обучения студентов вуза / Е. О. Аквазба, П. С. Медведев // Общество: социология, психология, педагогика. — 2016. — № 10. — С. 89–91.
13. Ибрагимова И. Н. Профессиональное воспитание студентов гуманитарных факультетов в процессе педагогической практики : учеб.-метод. пособие для студентов педвузов / И. Н. Ибрагимова. — Армавир : РИО АГПУ, 2016. — 162 с.
14. Зникина Л. С. Педагогические составляющие развития воспитательного потенциала вуза / Л. С. Зникина, В. А. Боровцов, Д. В. Седых // Гуманитарные науки. — 2022. — № 1 (57). — С. 16–21.
15. Ершова Е. В. Личность и общество: воспитательный потенциал образования / Е. В. Ершова, А. Н. Филатова // Образование: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Прага, 1 октября 2014 г.) / отв. ред. Н. В. Уварина. — Прага : World
16. Дьяков И. А. Содержание категории «воспитательный потенциал» в современных исследованиях / И. А. Дьяков // Современное педагогическое образование. — 2021. — № 5. — С. 271–274.
17. Dolgikh N.A.Obrazovatel’nyi i vospitatel’nyi potentsial plenernoi praktiki studentov/ N.A.Dolgikh// Pedagogika & Psikhologiya. Teoriya i praktika. — 2019. — №4(24). — S.12–14.
18. Долгих Н. А. Образовательный и воспитательный потенциал пленэрной практики студентов / Н. А. Долгих // Педагогика & Психология. Теория и практика. — 2019. — № 4 (24). — С. 12–14.
19. Вяликова Г. С. Воспитательный потенциал педагогической практики студентов / Г. С. Вяликова // Пути повышения качества воспитательной работы в образовательных учреждениях : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, Рязань, 19–20 сентября 2008 г.)
20. Быкова С. С. Использование воспитательного потенциала педагогических дисциплин для формирования профессиональной ответственности будущих педагогов / С. С. Быкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — № 10. — С. 26–30.
21. Бурдина И. В. Потенциал педагогической практики в формировании у будущих педагогов ценностных ориентаций на воспитательную деятельность / И. В. Бурдина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2007. — Т. 13, № 3. — С

Остальные статьи