Реализация междисциплинарного и трансдисциплинарного подходов в научно-образовательных центрах технического вуза
Аннотация
В процессе обучения студенты технических вузов изучают большое число дисциплин. В реальной практике выпускник должен быть готов к постановке цели, добывать и использовать нужную информацию для решения конкретной проблемы из разных дисциплин, что возможно при внедрении в образовательный процесс трансдисциплинарного подхода. Трансдисциплинарный поход и системный трансдисциплинарный подход позволяют расширить горизонты научного мировоззрения. Применение трансдисциплинарного подхода обеспечивает возможность организации совместной учебной, исследовательской деятельности между субъектами образовательного процесса. Это взаимодействия между преподавателями и студентами, преподавателями и ведущими специалистами строительных фирм, предприятий и бизнеса, между самими студентами, студентами и представителями строительного бизнеса, предпринимателями.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2024 |
Страницы | 113-125 |
УДК | 378.1 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_2_113 |
Введение
Увеличение разнообразия и объема научных знаний, их структурирование учтены вузами при разработке образовательных программ на основе принципа дисциплинарной организации учебного процесса [15]. Однако профессиональная деятельность выпускников носит междисциплинарный характер, что требует внедрения междисциплинарности в профессиональное и высшее образование. В какой-то степени это удалось реализовать при разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования на компетентностной основе, которые имеют междисциплинарный характер. Расширение междисциплинарности возможно при внедрении в образовательный процесс исследовательской деятельности, которая может быть организована в условиях образовательных кластеров, научно-образовательных центров технических вузов. Решению рассматриваемой проблемы могут способствовать проблемно-контекстные и практико-ориентированные, проектные технологии обучения. Таким образом, назрела необходимость внедрения в образовательный процесс технического вуза междисциплинарного и трансдисциплинарных подходов, что определяет актуальность нашего исследования.
В практике технического высшего образования преобладает дисциплинарный подход. Основным недостатком такого подхода, как отмечает В. С. Сенашенко, является отсутствие многоохватного взаимопроникновения между различными дисциплинами [16].
Мы согласны с В. С. Сенашенко [16], что механизмом междисциплинарности в подготовке строителей выступает проблемно ориентированный подход в организации учебного процесса в комплексе научнообразовательных центров технического университета. Инструментарием данного подхода выступает междисциплинарный компетентностный подход, реализуемый в составе реальных курсовых и дипломных проектов, обеспечивающий развитие творческих способностей личности и готовность выпускника к определенному виду деятельности. Достижение указанных целей оценивается в государственных экзаменационных комиссиях (ГЭК), половина состава которых представлена экспертами, ведущими специалистами строительной отрасли. В состав ГЭК включены и преподаватели, читающие смежные дисциплины.
В научных публикациях междисциплинарность отождествляется с монодисциплинарностью (например, И. Т. Касавин считает, что «междисциплинарное взаимодействие есть естественное состояние науки» [5, с. 7]) или противопоставляется ей (по мнению А. М. Книгина, междисциплинарность есть анализ сфер интеллектуальных полей отдельных дисциплин [6]). В практике высшего образования нам импонирует определение междисциплинарных связей в монографии Д. А. Новикова [14]. Междисциплинарность он рассматривает как процесс взаимного согласования учебных программ, обусловленный развитием техники и технологии в разных отраслях, например в строительном образовании.