Дата публикации: 01.04.2024

Реализация междисциплинарного и трансдисциплинарного подходов в научно-образовательных центрах технического вуза

Аннотация

В процессе обучения студенты технических вузов изучают большое число дисциплин. В реальной практике выпускник должен быть готов к постановке цели, добывать и использовать нужную информацию для решения конкретной проблемы из разных дисциплин, что возможно при внедрении в образовательный процесс трансдисциплинарного подхода. Трансдисциплинарный поход и системный трансдисциплинарный подход позволяют расширить горизонты научного мировоззрения. Применение трансдисциплинарного подхода обеспечивает возможность организации совместной учебной, исследовательской деятельности между субъектами образовательного процесса. Это взаимодействия между преподавателями и студентами, преподавателями и ведущими специалистами строительных фирм, предприятий и бизнеса, между самими студентами, студентами и представителями строительного бизнеса, предпринимателями.




Введение

Увеличение разнообразия и объема научных знаний, их структурирование учтены вузами при разработке образовательных программ на основе принципа дисциплинарной организации учебного процесса [15]. Однако профессиональная деятельность выпускников носит междисциплинарный характер, что требует внедрения междисциплинарности в профессиональное и высшее образование. В какой-то степени это удалось реализовать при разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования на компетентностной основе, которые имеют междисциплинарный характер. Расширение междисциплинарности возможно при внедрении в образовательный процесс исследовательской деятельности, которая может быть организована в условиях образовательных кластеров, научно-образовательных центров технических вузов. Решению рассматриваемой проблемы могут способствовать проблемно-контекстные и практико-ориентированные, проектные технологии обучения. Таким образом, назрела необходимость внедрения в образовательный процесс технического вуза междисциплинарного и трансдисциплинарных подходов, что определяет актуальность нашего исследования.

В практике технического высшего образования преобладает дисциплинарный подход. Основным недостатком такого подхода, как отмечает В. С. Сенашенко, является отсутствие многоохватного взаимопроникновения между различными дисциплинами [16].

Мы согласны с В. С. Сенашенко [16], что механизмом междисциплинарности в подготовке строителей выступает проблемно ориентированный подход в организации учебного процесса в комплексе научнообразовательных центров технического университета. Инструментарием данного подхода выступает междисциплинарный компетентностный подход, реализуемый в составе реальных курсовых и дипломных проектов, обеспечивающий развитие творческих способностей личности и готовность выпускника к определенному виду деятельности. Достижение указанных целей оценивается в государственных экзаменационных комиссиях (ГЭК), половина состава которых представлена экспертами, ведущими специалистами строительной отрасли. В состав ГЭК включены и преподаватели, читающие смежные дисциплины.

В научных публикациях междисциплинарность отождествляется с монодисциплинарностью (например, И. Т. Касавин считает, что «междисциплинарное взаимодействие есть естественное состояние науки» [5, с. 7]) или противопоставляется ей (по мнению А. М. Книгина, междисциплинарность есть анализ сфер интеллектуальных полей отдельных дисциплин [6]). В практике высшего образования нам импонирует определение междисциплинарных связей в монографии Д. А. Новикова [14]. Междисциплинарность он рассматривает как процесс взаимного согласования учебных программ, обусловленный развитием техники и технологии в разных отраслях, например в строительном образовании.

Список литературы

1. Междисциплинарность в науках и философии / Российская акад. наук, Ин-т философии ; отв. ред. И. Т. Касавин. — Москва : ИФ РАН, 2010. — 382 с.
2. Устюжанина Е. В. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы / Е. В. Устюжанина, С. Г. Евсюков // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. — 2018. — № 1 (97). — С. 3–12.
3. Таранова Т.Н.Трансдисциплинарный подход в подготовке магистров/ Т.Н.Таранова, Э.М.Ахмедова// Мир науки, культуры, образования. — 2017. — №1(62). — С.155–157.
4. Сенашенко В. С. Междисциплинарность образования как отражение многообразия окружающего мира / В. С. Сенашенко // Университетское управление: практика и анализ. — 2017. — Т. 21, № 1. — С. 88–95.
5. Сенашенко В. С. Междисциплинарность образования как отражение междисциплинарности окружающего мира на любых условиях его организации / В. С. Сенашенко // Управление устойчивым развитием. — 2016. — № 3 (04). — С. 79–85.
6. Новиков Д. А. Введение в теорию управления образовательными системами / Д. А. Новиков. — Москва : Эгвес, 2009. — 156 с.
7. Мокий В. С. Трансдисциплинарность: стереотипы, подходы и направления / В. С. Мокий, Т. А. Лукьянова // Universum: Общественные науки. — 2021. — № 3 (72). — С. 7–19.
8. Мокий М. С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения / М. С. Мокий, В. С. Мокий // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 5. — С. 687.
9. Менг Т. В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза : дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Менг. — Санкт-Петербург, 1999. — 170 с.
10. Бордовский Е. А. Теория и практика организационного-методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образования : дис. … д-ра пед. наук / Е. А. Бордовский. — Санкт-Петербург, 1999. — 365 с.
11. Мателенок А. П. Междисциплинарная интеграция как основа обучения математике студентов технических специальностей / А. П. Мателенок, В. С. Вакульчик // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2022. — № 206. — С. 167–183.
12. Лысак И. В. Междисциплинарность и трансдисциплинарность как подходы к исследованию человека / И. В. Лысак // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 6 (44): в
13. Крежевских О. В. Трансдисциплинарность как современная стратегия развития высшего педагогического образования России / О. В. Крежевских // Педагогическое образование России. — 2023. — № 5. — С. 8–18.
14. Книгин А. Н. Междисциплинарность: основная проблема / А. Н. Книгин // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2008. — № 3. — С. 14–21.
15. Касавин И. Т. Дискурс-анализ как междисциплинарный метод гуманитарных наук / И. Т. Касавин // Эпистемология & философия науки. — 2006. — Т. Х, № 4. — С. 5–17.
16. Зеер Э. Ф. Психолого-педагогические особенности проектирования образовательной среды вуза: трансдисциплинарный подход / Э. Ф. Зеер, О. В. Крежевских // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2022. — № 3 (66). — С. 5–19.
17. Зверев И. Д. Взаимная связь учебных предметов / И. Д. Зверев. — Москва : Знание, 1977. — 64 с.
18. Жабаков В. Е. Трансдисциплинарные методы практико-ориентированной подготовки будущих педагогов физической культуры / В. Е. Жабаков, Т. В. Жабакова // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2021. — № 3 (163)

Остальные статьи