Дата публикации: 01.04.2024

Формирование профессиональных компетенций в ходе педагогической практики студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»

Аннотация

В статье рассматривается вопрос овладения студентами основными профессиональными компетенциями в области коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской и культурно-просветительской деятельности в процессе педагогической практики.




В последние годы понятие компетентности как цели образования выступает в качестве одного из центральных в мировой образовательной практике. В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального развития человека, его способность к социальной адаптации становятся главным стратегическим ресурсом, значительно повышается социальный статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Это обстоятельство обусловило необходимость использования компетентностного подхода к формированию профессиональных качеств будущего учителя-логопеда.

Использование компетентностного подхода означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции и освоения знаний, умений и навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, способствующих формированию личности, способной адаптироваться в условиях многофакторного социально-политического, экономического, информационно-коммуникационного пространства.

В педагогической науке компетентность понимается как интегративное качество, характеристика личности, определяющее круг ее полномочий и функций в сфере той или иной деятельности. Многие исследователи рассматривают профессиональную компетентность педагога как единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности [2, с. 24]. Специфические компетенции педагога можно рассматривать как определенные умения. Так, теоретическую готовность к будущей профессиональной деятельности определяют аналитические, прогностические, диагностические, рефлексивные умения, а практическую готовность — организаторские, мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные, перцептивные, коммуникативные и другие умения. Компетенция есть структура, состоящая:

— из совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности;

— свойств личности;

Список литературы

1. Алмазова А. А. Структурно-содержательные аспекты разработки программ учебных дисциплин бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» / А. А. Алмазова // В сб. : Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педа
2. Давидович Л. Р. Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии / Л .Р. Давидович, Т. С. Резниченко, Ж. В. Антипова ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ун-т. — Москва : НОУ ВПО «МПСУ» ; Воронеж : МОДЭК, 2014.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (квалификация (степень) бакалавр) [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://www.edu.ru" target="_blank">http://www.edu.ru</a>

Остальные статьи