Формирование профессиональных компетенций в ходе педагогической практики студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»
Аннотация
В статье рассматривается вопрос овладения студентами основными профессиональными компетенциями в области коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской и культурно-просветительской деятельности в процессе педагогической практики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2024 |
Страницы | 97-102 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_2_97 |
В последние годы понятие компетентности как цели образования выступает в качестве одного из центральных в мировой образовательной практике. В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального развития человека, его способность к социальной адаптации становятся главным стратегическим ресурсом, значительно повышается социальный статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Это обстоятельство обусловило необходимость использования компетентностного подхода к формированию профессиональных качеств будущего учителя-логопеда.
Использование компетентностного подхода означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции и освоения знаний, умений и навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, способствующих формированию личности, способной адаптироваться в условиях многофакторного социально-политического, экономического, информационно-коммуникационного пространства.
В педагогической науке компетентность понимается как интегративное качество, характеристика личности, определяющее круг ее полномочий и функций в сфере той или иной деятельности. Многие исследователи рассматривают профессиональную компетентность педагога как единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности [2, с. 24]. Специфические компетенции педагога можно рассматривать как определенные умения. Так, теоретическую готовность к будущей профессиональной деятельности определяют аналитические, прогностические, диагностические, рефлексивные умения, а практическую готовность — организаторские, мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные, перцептивные, коммуникативные и другие умения. Компетенция есть структура, состоящая:
— из совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности;
— свойств личности;