Дата публикации: 01.04.2024

Развитие воспитательного потенциала будущих педагогов из новых регионов России

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития воспитательного потенциала будущих педагогов из новых регионов России. Уточняется сущность понятия «воспитательный потенциал личности», которое рассматривается как сложное социально-психологическое качество, включающее личностные ресурсы, психологические резервы и внутренние возможности человека. Выделены социокультурные и социально-профессиональные факторы, определены формы и методы, способствующие развитию исследуемого качества личности. Результаты исследования показывают, что основная миссия современного преподавателя — вооружить студента необходимым инструментарием для самовоспитания, помочь ему стать специалистом и гражданином своей страны.




Важность развития воспитательного потенциала студентов из вернувшихся в состав России исторических территорий обусловлена теми вызовами, которые стоят перед нашей страной и ее гражданами. В 2023 году в ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» по результатам приемной кампании поступило 295 человек из Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР. Одним из приоритетных направлений для абитуриентов стало педагогическое образование.

Возвращение соотечественников ставит перед институтами высшего образования новые воспитательные задачи. На законодательном уровне проведена большая работа: закреплены как традиционные ценности жизнь и достоинства, права и свободы, патриотизм и гражданственность человека для укрепления государственности [4; 8; 9; 11; 12; 14; 19], обозначены особенности правового регулирования отношений в сферах образования и науки, обусловленные вхождением новых регионов в состав РФ [10]. Помогать будущим педагогам справиться со сложной жизненной ситуацией, проблемами, указать ориентиры в педагогической профессии — особое поручение для преподавателя образовательной организации высшего образования. Как уточняет в интервью «Научной России» член-корреспондент РАО С. В. Иванова, справиться с вызовами помогут усилия в области воспитания, развитие системы образования и прогресс педагогической науки, на которые долгое время не обращали внимания, игнорировали. Российский педагог акцентирует внимание на том, что основополагающим принципом становится признание важности воспитания для решения проблем образования и создания гармоничного будущего [3]. На основе любви к Родине, гражданской ответственности формируется новая система отечественного образования.

Опыт преподавания социально-педагогических дисциплин в СевГУ показывает, что для эффективного решения поставленных задач преподавателю необходимо актуализировать сущность понятия «воспитательный потенциал личности», выявить факторы, определить формы и методы, которые будут способствовать его развитию.

Цель статьи — определить сущность понятия, формы и методы развития воспитательного потенциала будущих педагогов из новых регионов России.

В 2023 году автор провел беседы со 156 студентами из новых субъектов РФ (Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР), которые обучаются на педагогических специальностях в СевГУ. Результаты бесед показывают, что 100 % студентов осознанно приобрели гражданство Российской Федерации, родным языком считают русский, выросли на русских сказках и былинах, знакомы с достижениями выдающихся отечественных ученых, гордятся героическими подвигами советских людей во время Великой Отечественной войны, разделяют ценности российского общества, искренне переживают за свою большую страну, с которой они связаны родственными отношениями и кровными узами, выражают стремление помочь ей в преодолении трудностей. Респонденты понимают, что участие в жизни университета поможет им легче войти в профессиональное сообщество, понять радости и трудности педагогической профессии. Студенты надеются на помощь преподавателей в определении социопрофессиональных ориентиров. Конечно, респонденты склонны сравнивать сегодняшнее время и время, проведенное в стране с другими политическими установками. В ходе беседы выявлено, что обучающиеся уже имеют определенные нравственные убеждения, которые согласуются с базовыми ценностями и традициями многонационального народа России. При этом они рассчитывают, что больше узнают о ценностях и поведенческих установках, которые разделяются российским педагогическим сообществом, также ожидают помощи со стороны преподавателя в развитии их внутренних ресурсов, резервов и возможностей. По мнению респондентов, это поможет им самоутвердиться как в жизни, так и в профессии. На основании анализа проведенных бесед можно говорить, что студенты не интегрируются, а реинтегрируются в жизнь российского общества.

Список литературы

1. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: <a href="http" target="_blank">http</a>
2. Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен / под общ. ред. А. Асмолова. — Москва : Издательский Дом ЯСК, 2018. — 546 c.
3. Юсупов В. З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития [Электронный ресурс] / В. З. Юсупов // Знание. Понимание. Умение. — 2019. — № 2. — DOI: 10.17805/zpu.2019.2.20
4. Центр воспитания и развития личности РАО объединит науку и практику : Круглый стол «Воспитание в современных условиях: состояние и перспективы» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://clck.ru/38LD4Y" target="_blank">https://clck.ru/38LD4Y</a> (дата обращения: 28.01.2024).
5. Хоменко Е. В. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания студенческой молодежи / Е. В. Хоменко // XII Международные Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения : сб. науч. работ. — Севастополь : Шико-Севастополь, 2018. — С. 184–194.
6. — С.15–41. Ushinskii K. D. O pol’ze pedagogicheskoi literatury. Sobranie sochinenii / K. D. Ushinskii. — Moskva : Izd-vo Akademii pedagogicheskikh nauk, 1948. — T. 2. — S. 15–41.
7. — Москва: Изд-во Академии педагогических наук, 1948. — Т.2.
8. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы. Собрание сочинений / К.Д.Ушинский.
9. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова. — Москва : Азбуковник, 2011. — 1175 с.
10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: <a href="http://council.gov." target="_blank">http://council.gov.</a>
11. Социокультурные и психолого-педагогические проблемы социализации молодежи : монография / К. А. Абульханова, А. Ф. Ануфриев, Я. А Баскакова и др. ; под ред. Е. А. Левановой, А. В. Мудрика. — Москва : Московский педагогический государственный университе
12. Сергеев И. С. Влияние социокультурного уклада семьи на профессиональное самоопределение детей и подростков / И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. — 2021. — № 1. — С. 115–130. — DOI: 10.24412/ 2307-4264-2021-01-115-130
13. Селиванова Н. Л. Теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования / Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, И. В. Степанова // Вестник ПСТГУ. Серия IV, Педагогика. Психология. — 2
14. Реанович Е. А. Смысловые значения понятия «потенциал» [Электронный ресурс] / Е. А. Реанович // Международный научно-исследовательский журнал. — 2012. — № 7–2 (7). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovye-znachenie-ponyatiyapotentsial" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovye-znachenie-ponyatiyapotentsial</a> (дата о
15. Воспитание в высшей школе: от теории к практике : монография / Н. Н. Киселев, Л. С. Пастухова, Н. Л. Селиванова и др. ; под общ. ред. Л. С. Пастуховой, Н. Л. Селивановой ; Российский государственный гуманитарный университет. — 2-е изд., перераб. и доп.
16. Огоев А. У. Воспитание гражданского самосознания у студентов — будущих педагогов [Электронный ресурс] / А. У. Огоев, Л. Т. Зембатова // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 77–4. — URL: <a href="https://cyberleninka." target="_blank">https://cyberleninka.</a> ru/article/n/vosp
17. Об утверждении Основ государственной культурной политики (с изменениями и дополнениями) : Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> www.kremlin.ru/acts/bank/3
18. Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: ht
19. Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Рос
20. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: <a href="http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745" target="_blank">http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745</a> (дата обращения: 22.01.2024).
21. О Стратегии национальной безопасности России : Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL : <a href="http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046" target="_blank">http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046</a> (дата обращения: 22.01.2024).
22. Никитина Г. В. Формирование профессиональных и социальных навыков XXI века в трансформирующемся образовании: потенциал социальной практики / Г. В. Никитина // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2019. — Т. 11, № 2. — С. 87–92. — DOI: 10.7
23. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов [Электронный ресурс] / Л. В. Мардахаев. — Москва : Российский государственный социальный университет, 2016. — 364 с. — URL: <a href="https://ibooks.ru/bookshelf/351776/" target="_blank">https://ibooks.ru/bookshelf/351776/</a> reading (дата обра
24. Максакова В. И. Воспитание как явление противоречивое [Электронный ресурс] / В. И.Максакова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — №1 (36). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-kak-yavlenie-protivorechivoe" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-kak-yavlenie-protivorechivoe</a> (дата обращения: 2
25. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: <a href="http://p" target="_blank">http://p</a>
26. обращения: 29.01.2024).
27. Иванова С. В. Воспитательный акцент педагогической науки [Электронный ресурс] / Беседовал А. Бурмистров. — URL: <a href="https://scientificrussia.ru/articles/vospitatelnyjakcent-pedagogiceskoj-nauki-intervu-s-glavnym-ucenym-sekretarem-prezidiuma-raoclenom-korre" target="_blank">https://scientificrussia.ru/articles/vospitatelnyjakcent-pedagogiceskoj-nauki-intervu-s-glavnym-ucenym-sekretarem-prezidiuma-raoclenom-korre</a>
28. Зникина Л. С. К вопросу о реализации воспитательного потенциала вуза в процессе подготовки будущих специалистов [Электронный ресурс] / Л. С. Зникина, В. А. Боровцов // Мир науки, культуры, образования. — 2022. — № 4 (95). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru" target="_blank">https://cyberleninka.ru</a>

Остальные статьи