Развитие воспитательного потенциала будущих педагогов из новых регионов России
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития воспитательного потенциала будущих педагогов из новых регионов России. Уточняется сущность понятия «воспитательный потенциал личности», которое рассматривается как сложное социально-психологическое качество, включающее личностные ресурсы, психологические резервы и внутренние возможности человека. Выделены социокультурные и социально-профессиональные факторы, определены формы и методы, способствующие развитию исследуемого качества личности. Результаты исследования показывают, что основная миссия современного преподавателя — вооружить студента необходимым инструментарием для самовоспитания, помочь ему стать специалистом и гражданином своей страны.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2024 |
Страницы | 85-96 |
УДК | 378.147 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_2_85 |
Важность развития воспитательного потенциала студентов из вернувшихся в состав России исторических территорий обусловлена теми вызовами, которые стоят перед нашей страной и ее гражданами. В 2023 году в ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» по результатам приемной кампании поступило 295 человек из Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР. Одним из приоритетных направлений для абитуриентов стало педагогическое образование.
Возвращение соотечественников ставит перед институтами высшего образования новые воспитательные задачи. На законодательном уровне проведена большая работа: закреплены как традиционные ценности жизнь и достоинства, права и свободы, патриотизм и гражданственность человека для укрепления государственности [4; 8; 9; 11; 12; 14; 19], обозначены особенности правового регулирования отношений в сферах образования и науки, обусловленные вхождением новых регионов в состав РФ [10]. Помогать будущим педагогам справиться со сложной жизненной ситуацией, проблемами, указать ориентиры в педагогической профессии — особое поручение для преподавателя образовательной организации высшего образования. Как уточняет в интервью «Научной России» член-корреспондент РАО С. В. Иванова, справиться с вызовами помогут усилия в области воспитания, развитие системы образования и прогресс педагогической науки, на которые долгое время не обращали внимания, игнорировали. Российский педагог акцентирует внимание на том, что основополагающим принципом становится признание важности воспитания для решения проблем образования и создания гармоничного будущего [3]. На основе любви к Родине, гражданской ответственности формируется новая система отечественного образования.
Опыт преподавания социально-педагогических дисциплин в СевГУ показывает, что для эффективного решения поставленных задач преподавателю необходимо актуализировать сущность понятия «воспитательный потенциал личности», выявить факторы, определить формы и методы, которые будут способствовать его развитию.
Цель статьи — определить сущность понятия, формы и методы развития воспитательного потенциала будущих педагогов из новых регионов России.
В 2023 году автор провел беседы со 156 студентами из новых субъектов РФ (Херсонской, Запорожской областей, ДНР, ЛНР), которые обучаются на педагогических специальностях в СевГУ. Результаты бесед показывают, что 100 % студентов осознанно приобрели гражданство Российской Федерации, родным языком считают русский, выросли на русских сказках и былинах, знакомы с достижениями выдающихся отечественных ученых, гордятся героическими подвигами советских людей во время Великой Отечественной войны, разделяют ценности российского общества, искренне переживают за свою большую страну, с которой они связаны родственными отношениями и кровными узами, выражают стремление помочь ей в преодолении трудностей. Респонденты понимают, что участие в жизни университета поможет им легче войти в профессиональное сообщество, понять радости и трудности педагогической профессии. Студенты надеются на помощь преподавателей в определении социопрофессиональных ориентиров. Конечно, респонденты склонны сравнивать сегодняшнее время и время, проведенное в стране с другими политическими установками. В ходе беседы выявлено, что обучающиеся уже имеют определенные нравственные убеждения, которые согласуются с базовыми ценностями и традициями многонационального народа России. При этом они рассчитывают, что больше узнают о ценностях и поведенческих установках, которые разделяются российским педагогическим сообществом, также ожидают помощи со стороны преподавателя в развитии их внутренних ресурсов, резервов и возможностей. По мнению респондентов, это поможет им самоутвердиться как в жизни, так и в профессии. На основании анализа проведенных бесед можно говорить, что студенты не интегрируются, а реинтегрируются в жизнь российского общества.