Дата публикации: 01.04.2024

Культурно-исторический контекст формирования ценностного отношения к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация

Проведен теоретический анализ источников, в которых поднимается вопрос становления национальной культуры в России. Сделан вывод, что русская культура является консолидирующим фактором в условиях поликультурного взаимодействия. Рассмотрены понятия «ценностные ориентации», «ценностное отношение» и определена их иерархия. Подчеркнута роль культурно-исторического контекста в процессе приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре. Сделан акцент на связи интереса и формирования ценностного отношения к национальной культуре. Рассмотрены способы формирования ценностного отношения к национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста.




Поликультурное взаимодействие — неотъемлемая часть современного общества. Это связано не только с исторически сложившимся проживанием разных этнических групп на одной территории, но и с миграционными процессами. В данных условиях формирование этнического самосознания происходит путем противопоставления двух культур (культуры собственного народа и другого). Россия — та страна,  где представлено большое количество этнических групп, и из-за исторически сложившейся социокультурной ситуации единая российская национальность существует у каждого этноса, поскольку русская этническая культура является связующим звеном между народами разных национальностей.

С учетом данного культурно-исторического контекста провозглашены базовые ценности российского сообщества (природа, семья, труд, наука, искусство и т. п.), которые способствуют единению людей и появлению культурной общности страны (цивилизационное своеобразие, по Костиной А. В. [10]).

Для введения в проблематику поднятой темы необходимо указать на тот факт, что в русском обществе уже в середине XIX и начале XX века велась дискуссия о доминирующем типе культуры, перечне культурных ценностей, которых стоит придерживаться для успешного развития и становления духовной жизни страны. Основанием данной дискуссии послужили следующие факты: внешняя политика, проводимая российскими деятелями на протяжении веков, исторические особенности развития и географическое положение страны.

При анализе работ, в которых рассматриваются разные точки зрения о доминирующем типе культуры, можно выделить три направления. Первое — западничество — рассматривало необходимость подражания европейской культуре и принятия западных идея и ценностей. Представители данного подхода (Герцен А. И., Огарев Н. П., Хомяков А. С. и др.) в попытке «догнать и перегнать» Запад зачастую игнорировали особенности культуры собственной страны. В качестве показательного примера приведем мысль В. Г. Федотовой о том, что Россия представляет собой европейскую страну на начальной стадии развития [17]. Диаметрально противоположным было так называемое восточное направление к культурным ориентациям России (Гузынин Н. Г.). Как и следует из названия, акцент был сделан на принятии азиатских ценностей как основополагающих в развитии страны. Третий подход — славянофильство — рассматривал необходимость сохранения самобытности русской культуры, возвращения к ее истокам. Стоит отметить, что существует некоторая трудность в определении истинно русских традиций, которые не были подвержены влиянию других народов.

Н. Я. Данилевский в своем труде «Россия и Европа» отмечает, что становление национальности начинается под влиянием внешних сил, когда появляется разделение на «свой — чужой» и назревает необходимость защиты своей идентичности, для чего племена объединяются между собой в союзы [6]. Автор приводит множество исторических фактов эпохи XIX века, когда национальная идея, национальное стремление к выражению собственной идентичности становится причиной для восстаний. Это подтверждает его мысль, что сохранение национальной идентичности является необходимым условием для существования народа.

Список литературы

1. Костина А. В. Традиционные ценности: что это означает для России и для западного мира / А. В. Костина // Знание. Понимание. Умение. — 2023. — № 2. — С. 90–107.
2. Хаертдинова Р. М. Формирование у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Р. М. Хаертдинова. — Набережные Челны, 2006. — 222 с.
3. Федотова В. Г. Судьба России в зеркале методологии / В. Г. Федотова // Вопросы философии. — 1995. — № 12. — С. 21–34.
4. Тенькова А.Н.Работа по нравственно-эстетическому обогащению личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры [Электронный ресурс] / А. Н. Тенькова. — URL: <a href="https://urok.1sept.ru/articles/314680" target="_blank">https://urok.1sept.ru/articles/314680</a> (дата обращения: 19.12.2023).
5. Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. — Москва : Academia, 2003. — 185 с.
6. Садохин А. П. Этнология : учебник / А. П. Садохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Гардарики, 2008. — 287 с.
7. Платохина Н. А. Архитектурное пространство как среда развития у дошкольников ценностного отношения к родному городу : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Н. А. Платохина. — Ростов-на-Дону, 2002. — 22 с.
8. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 (зарегистрирован 28.12.2022 № 71847) [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://publication." target="_blank">http://publication.</a> pravo.gov.ru/
9. Миронов В. В. Трансформация культуры в пространстве глобальной коммуникации / В. В. Миронов. — Санкт-Петербург : СПбГУП, 2019. — 60 с.
10. Аль-Янаи Е. К. Сущность и генезис понятий «ценность», «ценностные ориентации», «ценностное отношение» в педагогике [Электронный ресурс] / Е. К. Аль-Янаи // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — № 4. — URL: <a href="https://cyberleninka." target="_blank">https://cyberleninka.</a> ru/article/n/sus
11. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы [Электронный ресурс] / Е. П. Ильин. — СанктПетербург : Питер, 2002. — 512 с. — URL: <a href="https://kurl.ru/ADfXX" target="_blank">https://kurl.ru/ADfXX</a> (дата обращения: 28.12.2023).
12. Евдокимова Е. С. Региональная программа гражданско-патриотической направленности «Воспитание маленького волжанина» [Электронный ресурс] / Е. С. Евдокимова // Современное дошкольное образование. — 2008. — №1. — URL: <a href="https://cyberleninka." target="_blank">https://cyberleninka.</a> ru/article/n/re
13. Данилевский Н. Я. Россия и Европа / сост. и коммент. Ю. А. Белова; отв. ред. О. Платонов. — Москва: Институт русской цивилизации, 2008. — 816 с.
14. Гузынин Н. Г. Перипетии и коллизии культуры и цивилизации в судьбе России : монография [Электронный ресурс] / Н. Г. Гузынин. — Ставрополь : СтГАУ, 2022 // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: <a href="https://e.lanbook." target="_blank">https://e.lanbook.</a> com/book/323531 (дата обращения:
15. Бердяев Н. А. Русская идея / Н. Бердяев. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. — 318 с.
16. Безрукова Л. В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Л. В. Безрукова. — Екатеринбург, 1999. — 164 c.
17. Бабунова Е. С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Е. С. Бабунова. — Москва, 1996. — 166 с.
18. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев ; АН СССР, Ин-т психологии. — Москва : Наука, 1977. — 378 с.

Остальные статьи