Практика мультиформатного учебного сопровождаемого проживания молодых людей с ментальными особенностями, имеющих опыт сиротства
Аннотация
В статье представлено описание практики мультиформатного учебного сопровождаемого проживания молодых людей с ментальными особенностями, имеющих опыт сиротства, которая реализуется с 2021 года в Москве. Выделена специфика, дано теоретическое обоснование применения мультиформатного учебного сопровождаемого проживания для решения задач социализации молодых людей с ментальными особенностями и нормализации их жизни. Приводится характеристика содержания, указаны принципы реализации практики. Представлены результаты оценки эффективности данной формы работы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2024 |
Страницы | 61-75 |
УДК | 376.4 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_2_61 |
Вопрос о формах социальной поддержки людей с ментальными нарушениями является актуальным в любом обществе. До недавнего времени преобладающей в этой области являлась парадигма безусловной опеки и заботы, предполагающая сосредоточенность на обеспечении таким людям полного физического комфорта в условиях специальных учреждений, сведении к минимуму их собственных усилий по организации собственной жизни. В последние годы у нас в стране происходит смена парадигм в этой сфере. В настоящее время все большую популярность приобретает парадигма относительной самостоятельности, которая предполагает, что интеграция людей с ментальными нарушениями в систему социальных связей должна быть максимально полной, подразумевающей самостоятельность и автономию в допустимых пределах. Эти пределы можно обозначить как максимально возможный уровень самостоятельности.
Необходимость предоставления большей самостоятельности и автономии людям с ментальными нарушениями в целях их большей социализированности и адаптированности, а также, возможно, стимулирования положительной динамики их психологического статуса имеет теоретические основания. Так, например, современные авторы, вслед за Л. С. Выготским, считают необходимым не социальную нейтрализацию детей с интеллектуальными нарушениями, а воспитание из них социально активных индивидов [12].
Говоря о воспитании детей с дефектами психики, Л. С. Выготский отмечает: «Наш идеал не обкладывать больное место ватой и беречь его всеми мерами от ушибов, а открыть преодолению дефекта… широчайший путь» [4, с. 49].
Это утверждение, вполне применимое к людям с ментальными особенностями, подразумевает, что социализация таких людей с точки зрения ее целей не должна предполагать сосредоточенности на отличиях от нормы (они должны учитываться при определении путей социализации) и создания «особого мира» людей с ментальными нарушениями. Наоборот, такие люди должны максимально полноценно входить в социум, интегрироваться в социальные связи, а это будет возможно только в случае признания их способности к автономии. Несомненно, основой работы по содействию формированию самостоятельности и автономии людей с ментальными особенностями можно считать концепцию зоны ближайшего развития Л. С. Выготского, предполагающую субъектные отношения, собственную активность обучающегося, опору на его потенциал, сотрудничество с другими людьми [3].
В зарубежной психологии можно выделить теорию самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, согласно которой одной из базовых потребностей человека является потребность в автономии, присущая всем людям и предполагающая стремление самостоятельно выбирать и реализовывать ту или иную активность, то есть выступать субъектом, а не объектом. Невозможность удовлетворения этой потребности приводит к преобладанию внешней мотивации, непродуктивной деятельности и психологическому дискомфорту [6].