Дата публикации: 01.04.2024

Практика мультиформатного учебного сопровождаемого проживания молодых людей с ментальными особенностями, имеющих опыт сиротства

Аннотация

В статье представлено описание практики мультиформатного учебного сопровождаемого проживания молодых людей с ментальными особенностями, имеющих опыт сиротства, которая реализуется с 2021 года в Москве. Выделена специфика, дано теоретическое обоснование применения мультиформатного учебного сопровождаемого проживания для решения задач социализации молодых людей с ментальными особенностями и нормализации их жизни. Приводится характеристика содержания, указаны принципы реализации практики. Представлены результаты оценки эффективности данной формы работы.




Вопрос о формах социальной поддержки людей с ментальными нарушениями является актуальным в любом обществе. До недавнего времени преобладающей в этой области являлась парадигма безусловной опеки и заботы, предполагающая сосредоточенность на обеспечении таким людям полного физического комфорта в условиях специальных учреждений, сведении к минимуму их собственных усилий по организации собственной жизни. В последние годы у нас в стране происходит смена парадигм в этой сфере. В настоящее время все большую популярность приобретает парадигма относительной самостоятельности, которая предполагает, что интеграция людей с ментальными нарушениями в систему социальных связей должна быть максимально полной, подразумевающей самостоятельность и автономию в допустимых пределах. Эти пределы можно обозначить как максимально возможный уровень самостоятельности.

Необходимость предоставления большей самостоятельности и автономии людям с ментальными нарушениями в целях их большей социализированности и адаптированности, а также, возможно, стимулирования положительной динамики их психологического статуса имеет теоретические основания. Так, например, современные авторы, вслед за Л. С. Выготским, считают необходимым не социальную нейтрализацию детей с интеллектуальными нарушениями, а воспитание из них социально активных индивидов [12].

Говоря о воспитании детей с дефектами психики, Л. С. Выготский отмечает: «Наш идеал не обкладывать больное место ватой и беречь его всеми мерами от ушибов, а открыть преодолению дефекта… широчайший путь» [4, с. 49].

Это утверждение, вполне применимое к людям с ментальными особенностями, подразумевает, что социализация таких людей с точки зрения ее целей не должна предполагать сосредоточенности на отличиях от нормы (они должны учитываться при определении путей социализации) и создания «особого мира» людей с ментальными нарушениями. Наоборот, такие люди должны максимально полноценно входить в социум, интегрироваться в социальные связи, а это будет возможно только в случае признания их способности к автономии. Несомненно, основой работы по содействию формированию самостоятельности и автономии людей с ментальными особенностями можно считать концепцию зоны ближайшего развития Л. С. Выготского, предполагающую субъектные отношения, собственную активность обучающегося, опору на его потенциал, сотрудничество с другими людьми [3].

В зарубежной психологии можно выделить теорию самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, согласно которой одной из базовых потребностей человека является потребность в автономии, присущая всем людям и предполагающая стремление самостоятельно выбирать и реализовывать ту или иную активность, то есть выступать субъектом, а не объектом. Невозможность удовлетворения этой потребности приводит к преобладанию внешней мотивации, непродуктивной деятельности и психологическому дискомфорту [6].

Список литературы

1. Кожушко Л. А. Сопровождаемое проживание инвалидов с различными нарушениями функций организма: отечественный и зарубежный опыт / Л. А. Кожушко, И. Г. Кантышева // Физическая и реабилитационная медицина. — 2023. — Т. 5, № 2. — С. 38–45. — DOI: 10.26211/2
2. Werner S. Individuals with Intellectual Disabilities: A Review of the Literature on Decision-Making since the Convention on the Rights of People with Disabilities (CRPD) / S. Werner // Public Health Rev. — 2012. — Vol. 34, No. 2. — DOI: 10.1007/BF0339
3. Stefánsdóttir G. Autonomy and People with Intellectual Disabilities Who Require More Intensive Support / G. Stefánsdóttir, K. Björnsdóttir, Á. Stefánsdóttir // Scandinavian Journal of Disability Research. — 2018. — Vol. 20, No. 1. — P. 162–171. — DOI:
4. Shogren K. A. The role of autonomy, self-realization, and psychological empowerment in predicting early adulthood outcomes for youth with disabilities / K. A. Shogren, L. A. Shaw // Remedial and Special Education. — 2016. — Vol. 37. — P. 55–62. — DOI:
5. Lotan G. Adults with intellectual and developmental disabilities and participation in decision making: ethical considerations for professional-client practice / G. Lotan, C. Ells // Intellectual and developmental disabilities. — 2010. — Vol. 48 (2). —
6. Шестакова Е. В. Модель сопровождаемого проживания с позиции положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) / Е. В. Шестакова, Т. В. Рогачева. — Текст : электронный // Медицинская психология в Рос
7. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями / под ред. Б. П. Пузанова. — Москва : ВЛАДОС, 2011. — 439 с.
8. Модель сопровождаемого проживания лиц с интеллектуальными нарушениями Ленинградской области : метод. рекомендации [Электронный ресурс] / И. Г. Дрозденко, П. В. Иванов, Ю. С. Миллер, Н. С. Самойлов / под науч. ред. Л. А. Кожушко, О. Н. Владимировой. —
9. Медоуз Д. Х. Азбука системного мышления / Д. Х. Медоуз ; пер. с англ. ; под ред. чл.-корр. РАН Н. П. Тарасовой. — 2-е изд. — Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — 343 с.
10. Авакян Т. В. Исследование связи уровня интеллектуального развития с показателями автономии у молодых людей с ментальными нарушениями, обучающихся первичным профессиональным навыкам по инклюзивной программе / Т. В. Авакян, И. С. Константинова // Аутизм
11. КожушкоЛ.А. Оценка системы сопровождаемого проживания инвалидов с нарушением психических функций / Л. А. Кожушко, О. Н. Владимирова // Журнал неврологии ипсихиатрии им.С.С.Корсакова. — 2022. — №122(4). — С.117–121. — DOI :10.17116/ jnevro2022122041117
12. Жизнь с достоинством : практическое пособие по сопровождаемому проживанию / под ред. А. М. Царёва. — Псков ; Москва : Перо, 2017. — 272 с.
13. Гордеева Т. О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель [Электронный ресурс] / Т. О. Гордеева // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 2014. — № 3. — С. 63–78. — URL: <a href="https://msupsyj.ru/articles/detail.php?a" target="_blank">https://msupsyj.ru/articles/detail.php?a</a> rticle=
14. Горбунова В.В. Сопровождаемое проживание инвалидов с ментальными нарушениями [Электронный ресурс] / В. В. Горбунова, И. В. Берко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2020. — № 2–1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a> article/n/soprov
15. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Л. С. Выготский ; под ред. Т. А. Власовой. — Москва : Педагогика, 1983. — 368 с.
16. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4. Детская психология / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина. — Москва : Педагогика, 1984. — 432 с.
17. Араканцева Т. А. Возможности равного обучения в работе с молодыми людьми с выраженными интеллектуальными нарушениями / Т. А. Араканцева, О. В. Заводилкина // Социальное партнерство: педагогическая поддержка субъектов образования : материалы VIII Междун

Остальные статьи