Финансовая грамотность младших школьников: к вопросу безопасности в цифровой среде
Аннотация
В статье рассматриваются результаты исследования финансовой грамотности младших школьников в контексте цифровой безопасности. Выделены уровни направлений обеспечения финансовой безопасности младших школьников: концептуальный (документы стратегического планирования, экспоненциальный рост рисков и угроз в цифровой среде, цифровая социализация подрастающего поколения, финансовая безопасность в учебно-методических комплексах для начальной школы, запрос на повышение осведомленности в сфере финансовой безопасности в среде подрастающего поколения и родительской общественности), содержательный (цифровые платформы, инфраструктура для хранения информации, электронная торговля, сфера финансовых услуг, незаконный доступ, незаконное получение данных, искажение данных, спам и связанные с ним угрозы, вымогательство, компьютерное мошенничество, кража идентичности, неправомерное использование устройств и др.), технологический (комплексная актуализация направлений учебно-воспитательного процесса, личностно ориентированные гуманистические субъектные взаимодействия на основе метода кейсов), процессуальный (средства).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2024 |
Страницы | 42-60 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_2_42 |
Динамичное развитие информационных и коммуникационных технологий, направленное на формирование цифрового общества, привело как к положительным, так и отрицательным изменениям, последние из которых несут значительный потенциал различных рисков и угроз, что актуализирует вопросы повышения требований к цифровой финансовой грамотности подрастающего поколения, а также обеспечения личной финансовой безопасности (как необходимого условия благополучия), обусловленной различными факторами.
Документы стратегического планирования
В нормативно-правовых документах — Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы, Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года (далее Стратегия) — уделяется особое внимание вопросам повышения осведомленности в области цифровой и финансовой безопасности граждан, формирования безопасной информационной среды, проведения непрерывного мониторинга и анализа угроз и др. [12, с. 8–12; 16, с. 18–19].
Согласно результатам исследования Международного учебно-методического центра финансового мониторинга, «каждый второй молодой россиянин в возрасте от 14 до 35 лет (53 %) считает, что ему не хватает знаний об основах финансовой безопасности, чтобы защитить себя от мошенничества и других рисков потери денег» [16, с. 7].
В соответствии со Стратегией в условиях изменения традиционных подходов к оказанию финансовых услуг задачами образовательной деятельности являются повышение финансовой грамотности, повышение уровня финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности, под которой понимаются основные знания, умения и навыки граждан в области безопасного пользования цифровыми финансовыми технологиями, а также внедрение образовательных программ на всех уровнях системы образования [16, с. 8–18].