Дата публикации: 01.04.2024

Ценностно-смысловые основы воспитания молодежи: постановка проблемы

Аннотация

В статье раскрываются теоретические вопросы, связанные с выявлением ценностно-смысловых основ воспитания современной молодежи, проведен сравнительный анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих воспитательную деятельность в учреждениях общего и высшего образования. Авторы акцентируют внимание на специфике работы педагогических кадров, направленной на формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения.




В последние годы вопросам воспитания в системе российского образования уделяется особое внимание, о чем свидетельствуют нормативные документы на федеральном и региональном уровнях: Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» [7], «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [17], указы Президента Российской Федерации: от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [10], от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития  Российской Федерации на период до 2030 года» [8]; программы воспитания: Федеральная рабочая программа воспитания [18], «Примерная программа воспитания для общеобразовательных организаций» [14], «Примерная программа воспитания в образовательной организации высшего образования» [13], национальные проекты: Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [12]; Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [11] и т. д. Следовательно, выявление ценностно-смысловых основ воспитания, анализ специфики формирования личностных ценностей и смыслов у молодежи в различные периоды развития российского общества, описание социально-педагогических условий и соотнесение их с социальными нормами общества позволят восстановить целостность, сформировать новые культурные образцы, найти личностные смыслы, жизненные установки, определив личностную стратегию и вектор для саморазвития. На какие ценности, смыслы, идеалы стоит ориентироваться преподавателям высшей школы и специалистам в сфере образования при организации воспитательной деятельности с молодежью? Какие ресурсы способствуют формированию традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей? В данной статье мы предпримем попытку рассмотреть теоретические основы ценностных ориентаций молодежи и наметить целевые ориентиры в работе с педагогическими кадрами, осуществляющими процесс воспитания со школьниками и студенческой молодежью.

В Федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» воспитание трактуется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [12]. Следовательно, при работе с молодежью необходимо акцентировать внимание на социокультурных, духовно-нравственных основах процесса воспитания.

Реформирование отечественной системы воспитания требует новых подходов, стратегий, организационных методов и форм при изучении ценностно-смысловых основ воспитания и ценностно-смысловой структуры личности. Описание эффективных технологий и воспитательных практик, разработка авторской модели формирования национально-гражданской идентичности молодежи в современных условиях позволят региональной системе образования перейти на качественно новый уровень развития.

Воспитательная деятельность является одним из основных элементов качественной подготовки не только школьников, но и будущих специалистов в сфере образования, способных реализовать свой потенциал и возможности в интересах семьи, общества и государства, имеющих устойчивую систему ценностных ориентаций, готовых к социальному выбору и саморазвитию в ситуации трансформационных изменений в обществе, способных адекватно реагировать на актуальные вызовы и действовать в соответствии с выбранной траекторией профессионально-личностного развития, решать жизненные, образовательные и профессиональные задачи с учетом предвидения последствий. Следовательно, сравнительный анализ воспитательной среды образовательных организаций общего, профессионального и дополнительного образования региона позволит выстроить уникальную систему, отражающую традиционные ценности российского государства и культуры, имеющую процессуальную направленность в содержании и ценностно-смысловое наполнение, даст возможность молодежи осознать свои ценностные ориентиры, выявить ценностное отношение к окружающим, понять и принять свою природу, мобильно перестраиваться в изменяющихся условиях и быть более продуктивными.

Система российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей положена в основу инвариантной и вариативной частей программы воспитания для общеобразовательных организаций [14]. В примерной программе воспитания для образовательных организаций высшего образования заданы целевые ориентиры организации воспитательной деятельности. Основное внимание направлено на формирование у будущих специалистов традиционных российских ценностей на основе базовых национальных ценностей [13]. К традиционным ценностям относятся «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [10]. Если школьный возраст является периодом формирования ценностных ориентаций, то студенческий возраст — их укрепления и трансформации.

Список литературы

1. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://government.ru/docs/all/93887" target="_blank">http://government.ru/docs/all/93887</a> (дата обращения: 20.04.2024).
2. Франкл В. Человек в поисках смысла : сборник : пер. с англ. и нем. / В. Франкл ; общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева ; вст. ст. Д. А. Леонтьева. — Москва : Прогресс, 1990. — 368 с.: ил. — (Б-ка зарубежной психологии).
3. Федеральная рабочая программа воспитания [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/upload/medialibrary/ddc/sr3zcu3teyyu74m" target="_blank">https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/upload/medialibrary/ddc/sr3zcu3teyyu74m</a> eajjj1vzn171157v9.pdf (дата обращения: 18.04.2024).
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://static.government.ru/media/files/" target="_blank">http://static.government.ru/media/files/</a> f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0
5. Ситаров В. А. Ценностно-смысловые аспекты воспитания современной молодежи / В. А. Ситаров. — Москва : Известия ИППО, 2021. — 215 с.
6. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Психология» и психологическим специальностям / Н. С. Пряжников. — Москва : Академия, 2008. — 318 с.
7. обращения: 18.04.2024).
8. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/" target="_blank">https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/</a> upload/medialibrary/aef/orxve66kt39augto500oy0ozcgnmrc2e.pdf (дата
9. Примерная программа воспитания в образовательной организации высшего образования / О. Ю. Васильева [и др.]. — Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2023. — 36 с.
10. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации : Федеральный проект [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://domtvorzestva.68edu.ru/wp-content/" target="_blank">https://domtvorzestva.68edu.ru/wp-content/</a> uploads/2023/08/Федеральный-проект-Патриотическое-воспитание.pdf (дата обращения: 18.04.2024).
11. Байбородова Л. В. Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности : учебник для студентов бакалавриата направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. — Ярославль : РИО ЯГПУ, 2
12. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://publication." target="_blank">http://publication.</a> pravo.gov.ru/Do
13. О российском движении детей и молодежи : Федеральный закон от 14.07.2022 № 261-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://publication.pravo.gov.ru/Document/" target="_blank">http://publication.pravo.gov.ru/Document/</a> View/0001202207140025?index=3 (дата обращения: 01.05.2024).
14. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012" target="_blank">http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012</a> (дата обращения: 01.05.2024
15. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся : Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://publication.pravo.gov.ru/Document/" target="_blank">http://publication.pravo.gov.ru/Document/</a> View/0001202007310075?
16. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России : учеб. пособие для студентов вузов / В. Т. Лисовский. — Санкт-Петербург: СПбГУП, 2000. — 508 с. : табл.; 21 см. — (Библиотека гуманитарного университета / С.-Петерб. гуманит. ун-т пр
17. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — Москва : Смысл, 2003. — 487 с.
18. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://static.government.ru/media/" target="_blank">http://static.government.ru/media/</a> files/41d4ffd61a02c7a4b206.pdf (дата обращения: 20.04.2024).
19. Кон И. С. Психология старшеклассника : пособие для учителей / И. С. Кон. — Москва : Просвещение, 1980. — 191 с.
20. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 1995. — № 4. — С. 29–36.

Остальные статьи