Ценностно-смысловые основы воспитания молодежи: постановка проблемы
Аннотация
В статье раскрываются теоретические вопросы, связанные с выявлением ценностно-смысловых основ воспитания современной молодежи, проведен сравнительный анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих воспитательную деятельность в учреждениях общего и высшего образования. Авторы акцентируют внимание на специфике работы педагогических кадров, направленной на формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2024 |
Страницы | 33-41 |
УДК | 37.011.33 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_2_33 |
В последние годы вопросам воспитания в системе российского образования уделяется особое внимание, о чем свидетельствуют нормативные документы на федеральном и региональном уровнях: Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» [7], «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [17], указы Президента Российской Федерации: от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [10], от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [8]; программы воспитания: Федеральная рабочая программа воспитания [18], «Примерная программа воспитания для общеобразовательных организаций» [14], «Примерная программа воспитания в образовательной организации высшего образования» [13], национальные проекты: Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [12]; Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [11] и т. д. Следовательно, выявление ценностно-смысловых основ воспитания, анализ специфики формирования личностных ценностей и смыслов у молодежи в различные периоды развития российского общества, описание социально-педагогических условий и соотнесение их с социальными нормами общества позволят восстановить целостность, сформировать новые культурные образцы, найти личностные смыслы, жизненные установки, определив личностную стратегию и вектор для саморазвития. На какие ценности, смыслы, идеалы стоит ориентироваться преподавателям высшей школы и специалистам в сфере образования при организации воспитательной деятельности с молодежью? Какие ресурсы способствуют формированию традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей? В данной статье мы предпримем попытку рассмотреть теоретические основы ценностных ориентаций молодежи и наметить целевые ориентиры в работе с педагогическими кадрами, осуществляющими процесс воспитания со школьниками и студенческой молодежью.
В Федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» воспитание трактуется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [12]. Следовательно, при работе с молодежью необходимо акцентировать внимание на социокультурных, духовно-нравственных основах процесса воспитания.
Реформирование отечественной системы воспитания требует новых подходов, стратегий, организационных методов и форм при изучении ценностно-смысловых основ воспитания и ценностно-смысловой структуры личности. Описание эффективных технологий и воспитательных практик, разработка авторской модели формирования национально-гражданской идентичности молодежи в современных условиях позволят региональной системе образования перейти на качественно новый уровень развития.
Воспитательная деятельность является одним из основных элементов качественной подготовки не только школьников, но и будущих специалистов в сфере образования, способных реализовать свой потенциал и возможности в интересах семьи, общества и государства, имеющих устойчивую систему ценностных ориентаций, готовых к социальному выбору и саморазвитию в ситуации трансформационных изменений в обществе, способных адекватно реагировать на актуальные вызовы и действовать в соответствии с выбранной траекторией профессионально-личностного развития, решать жизненные, образовательные и профессиональные задачи с учетом предвидения последствий. Следовательно, сравнительный анализ воспитательной среды образовательных организаций общего, профессионального и дополнительного образования региона позволит выстроить уникальную систему, отражающую традиционные ценности российского государства и культуры, имеющую процессуальную направленность в содержании и ценностно-смысловое наполнение, даст возможность молодежи осознать свои ценностные ориентиры, выявить ценностное отношение к окружающим, понять и принять свою природу, мобильно перестраиваться в изменяющихся условиях и быть более продуктивными.
Система российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей положена в основу инвариантной и вариативной частей программы воспитания для общеобразовательных организаций [14]. В примерной программе воспитания для образовательных организаций высшего образования заданы целевые ориентиры организации воспитательной деятельности. Основное внимание направлено на формирование у будущих специалистов традиционных российских ценностей на основе базовых национальных ценностей [13]. К традиционным ценностям относятся «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [10]. Если школьный возраст является периодом формирования ценностных ориентаций, то студенческий возраст — их укрепления и трансформации.