Гражданско-патриотические ценности современных школьников
Аннотация
В статье представлены результаты всероссийского исследования гражданско-патриотических ценностей в современной школе. Проанализированы психолого-педагогические условия формирования патриотических и гражданских ценностей. Для поиска факторов, определяющих эту картину, осуществлен анализ патриотических ценностей школьников, включающий следующие разделы: объекты идентификации; образ Родины; жизненные цели и патриотические ценности; жизненная позиция и общественно значимая деятельность; предпочтения и планы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2024 |
Страницы | 16-32 |
УДК | 37.013 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_2_16 |
В 2023 году проведено исследование гражданско-патриотических ценностей в современной школе, в котором приняли участие 1169 обучающихся 7–11-х классов из пяти регионов Российской Федерации. Выбор респондентов осуществлялся по территориальному, возрастному и половому признакам. Содержательный анализ включал в себя социологический, психологический и педагогический уровни. Проанализированы психолого-педагогические условия формирования патриотических и гражданских ценностей.
Распределение ответов подростков, проживающих на территориях разных субъектов Российской Федерации, показывает, что большинство из них уверенно считают себя патриотами, но эти цифры нигде не достигают 70 %, а в одном из регионов (Республика Саха) держатся на отметке 50 %. Если говорить о возрастной динамике осознания себя патриотом, то здесь отмечается прогрессивная тенденция: с увеличением возраста процент патриотов растет от 56 до 69 %. Для поиска факторов, определяющих эту картину, осуществлен анализ патриотических ценностей школьников, включающий следующие разделы: объекты идентификации; образ Родины; жизненные цели и патриотические ценности; жизненная позиция и общественно значимая деятельность; предпочтения и планы (рис. 1).
Перейдем к рассмотрению каждого из пяти выделенных факторов.
Объекты идентификации. Социальное и личностное развитие человека, которое является основой его патриотического мироощущения, происходит с помощью механизма идентификации, когда растущий гражданин выбирает для себя примеры, которым он хотел бы следовать, людей, на которых он хотел бы быть похожим. При разнице методологических подходов к анализу механизма идентификации общим для представителей разных психологических школ является признание процесса социальной идентификации основой социализации личности и определение подросткового возраста как наиболее важного этапа осознания своей индивидуальности и принадлежности к различным социальным группам.